06.09.2007 02:00
    Поделиться

    Уволенные инвалиды по зрению объявили голодовку

    Уволенные инвалиды по зрению отказываются забирать трудовые книжки
    Сегодня уже четвертый день как началась голодовка работников Курганского учебно-производственного предприятия "Автоузел" Всероссийского общества слепых (ВОС).  

    Игорь Яковлев, Сергей Бесполников и Сергей Буравченко лежат на полу на матрацах напротив приемной генерального директора и требуют отменить приказы работодателя об увольнении, а также приостановить процедуру ликвидации предприятия.

    В знак солидарности, не отказываясь от пищи, к бастующим присоединились еще несколько человек. Всего в акции протеста принимают участие около двадцати работников предприятия.

    "Автоузел" - старейшее и единственное крупное предприятие в Курганской области, на котором использовался труд инвалидов. Свое название он унаследовал с советских времен, когда был привязан к автобусному заводу. Тогда на нем трудилось 350 человек - в 10 раз больше, чем сейчас. В постперестроечное время "Автоузел" получил статус ООО и стал заниматься плетением изделий из лозы и пошивом верхней легкой одежды и постельного белья. В последнее время здесь работало 35 человек. Четырнадцать инвалидов по зрению были задействованы в цехе лозы, несколько женщин - в швейном цехе. Кроме производственной деятельности предприятие еще зарабатывало деньги за счет сдачи в субаренду около двух тысяч квадратных метров площадей.

    20 июня центральное правление ВОС, которое является учредителем "Автоузла", издало постановление о ликвидации предприятия, как говорится в документе, "в связи с убыточными результатами производственно хозяйственной и финансовой деятельности, отсутствием перспективы развития". 3 сентября работникам должны были выдать на руки трудовые книжки. Однако их согласились получить только пять человек, остальные присоединились к акции протеста.

    - Мы решились на голодовку, потому что для нас, инвалидов по зрению, больше нет возможности найти работу, - говорит один из голодающих, председатель профкома предприятия Игорь Яковлев. - Как можно человеку прожить на пенсию в 1600 рублей? Нужно платить за жилье, питаться, покупать одежду, лекарства. Мы через свой профсоюз два месяца пытались вести диалог с центральным правлением ВОС, найти помощь в Государственной инспекции труда Курганской области, в правительстве Курганской области, обратились к уполномоченному по правам человека при губернаторе Курганской области. Результатов нет. Хотели провести пикет на центральной площади города - не разрешили. Ничего не оставалось, как пойти на крайнюю меру.

    Игорь Яковлев заявил также, что серьезно нарушены права профсоюзов, а именно: работодатель, начиная процедуру ликвидации предприятия и массового увольнения рабочих, не провел необходимых переговоров и консультаций с профсоюзом.

    Масла в огонь добавило и то, что ликвидация "Автоузла" и акция протеста происходят на фоне расследования уголовного дела по факту присвоения денежных средств предприятия. Прокуратура Кургана установила, что летом 2006 года учредителем Общероссийской общественной организацией инвалидов было перечислено более 370 тысяч рублей на ремонт административного здания и помещения котельной. Однако в кассу предприятия оприходовано лишь 65 тысяч рублей. Оставшаяся сумма якобы была перечислена фирме, проводившей ремонт помещений общества. Проверка показала, что с подрядчиками за работу так и не рассчитались. По факту присвоения вверенного имущества в особо крупном размере прокуратура возбудила уголовное дело.

    У Валентины Зыряновой, председателя региональной организации ВОС, положение незавидное: она выступает в двух ипостасях - ее назначили еще и председателем ликвидационной комиссии. В первом случае она, по определению, должна защищать права уволенных, во втором - отстаивать интересы руководства.

    - Ликвидация предприятия - это вынужденная мера, и де-факто оно уже не существует несколько месяцев, - говорит Валентина Зырянова. - Рабочие только ходят на работу и с весны получают две трети своей зарплаты. На момент принятия постановления о ликвидации все имущество было описано судебными приставами, счета арестованы.

    По словам Валентины Зыряновой, кредиторская задолженность предприятия составляет более 1,7 миллиона рублей. В последнее время "Автоузел" жил за счет других, рентабельных предприятий ВОС. Предприятию выделялись деньги на уголь, на ремонт помещений. За полтора года из центрального правления поступило около 1,5 миллиона рублей. Бесконечно это продолжаться не могло.

    - Честно говоря, решение о голодовке для меня явилось полной неожиданностью, - призналась Валентина Зырянова. - Мы много раз обсуждали с работниками вариант сохранения коллектива и создания на базе "Автоузла" хозрасчетного или частного предприятия по изготовлению изделий из лозы. Швейный цех сохранить невозможно - он требует больших затрат, поэтому швеям рекомендовали переквалифицироваться на лозу. Кроме того, имущественный комплекс остается в собственности ВОС. Это немаловажно.

    У профсоюзного лидера Игоря Яковлева на этот счет другая точка зрения.

    - Когда рассматривался вопрос создания хозрасчетного участка, нам говорили, что центральное правление или региональная организация возьмут на себя все расходы, потом все переиграли, - говорит Яковлев. - Нам пообещали на льготных условиях аренду, помощь в заготовке сырья - и все, дальше, ребята, работайте сами. Платите сами себе зарплату, налоги, делайте платежи за аренду, электроэнергию, коммуналку. Но ведь участок лозы - это не производство, это занятость, это народный промысел. Он не может быть производством. Здесь нужен другой подход. Нужно создать такое предприятие, где уже в названии будет забит его статус, чтобы всем было понятно, что на нем работают люди с ограниченными возможностями.

    Участники акции протеста и присоединившиеся к ним работники "Автоузла" уверены, что решение о ликвидации предприятия ошибочно и это далеко не единственная возможность финансового оздоровления организации. Они даже готовы предложить свое видение решения проблемы, но их никто не слушает и не хочет всерьез заниматься трудоустройством инвалидов.

    Вчера голодовка продолжилась. Игорь Яковлев по телефону сообщил, что пока выполнено одно из требований голодающих - подготовлен проект приказа о создании согласительной комиссии. По его словам, участники акции протеста намерены идти до конца, пока не будут выполнены все требования - отменены приказы об увольнении работников и приостановлена процедура ликвидации предприятия.

    Мнения

    Николай Панкратов, председатель Курганской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов:

    - Я не сторонник крайних мер. Проблему нужно решать, а не обострять. В нашей региональной организации состоит около четырех тысяч инвалидов. Всероссийская организация инвалидов направляет значительные усилия на создание рабочих мест для членов организации. Недавно нам удалось выиграть в Москве тендер на производство полистироллбетона. Я звонил Валентине Зыряновой и разговаривал по поводу возможной аренды их помещений для размещения технологической линии такого производства. Надеюсь на продолжение обсуждения этого предложения.

    Юрий Найданов, заместитель начальника управления промышленности департамента госимущества, промышленной политики Курганской области:

    - По человечески я понимаю участников акции протеста, когда они говорят: "Нам обещают создание новых рабочих мест, а если их не будет, мы на год или два можем остаться без работы, а потом про нас и вовсе забудут". Их беспокоит неуверенность. В правительстве области это тоже прекрасно понимают и стараются предпринять все возможные меры, чтобы трудоустроить уволенных с предприятия. Я сам лично объехал несколько заводов, вел переговоры с директорами. Найти работу для незрячих людей, конечно, сложно, но можно. Нужно время. А что касается ликвидации предприятия, то, по моему мнению, она была неизбежна. Долги только увеличивались, перспективы никакой не было.

    Поделиться