Напомним, что сегодня процедура слияния происходит поэтапно, сначала, например, общество с ограниченной ответ-
ственностью меняет свой статус на акционерное общество (или наоборот), и только потом осуществляется непосредственное присоединение. Все это существенно усложняет, а также увеличивает сроки реорганизации, вызывая дополнительные и необоснованные издержки. Законопроект предусматривает объединение этих процедур в одну.
Руководителям сливающихся предприятий необходимо будет всего лишь договориться, какую организационную форму будет иметь объединенная компания, и подать заявку. Кстати, в договоре можно установить запрет на совершение сделок на время проведения реорганизации.
Далее разработчики законопроекта предлагают отойти от принципа безусловной защиты кредиторов при реорганизации, предусмотрев при этом более гибкий правовой режим, который бы обеспечивал баланс интересов как кредиторов, так и участников юридического лица.
По мнению разработчиков законопроекта, действующее гражданское законодательство устанавливает безусловное право кредиторов требовать досрочного выполнения обязательств и, как следствие, ущемляет права реорганизуемой коммерческой организации, ставя ее, по сути, в зависимое от кредиторов положение.
Чтобы избежать подобной ситуации, законопроектом вводится норма, согласно которой кредиторы будут вправе требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков только в судебном порядке. При этом суд имеет право отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.
В качестве же возможных правовых средств, гарантирующих интересы кредиторов, разработчики считают необходимым закрепить законодательно солидарную ответственность всех правопреемников реорганизованных коммерческих структур. Для этого предусматриваются механизмы обязательного обеспечения исполнения обязательств юридическим лицом, созданным в результате реорганизации, его менеджерами, членами совета директоров.
Законопроектом также корректируется действующее законодательство с целью создания более гибкого механизма защиты прав инвесторов (участников, акционеров и так далее), для чего вводятся механизмы, препятствующие размыванию прав корпоративного контроля, принадлежащих участникам реорганизуемых юридических лиц, при таких формах реорганизации, как слияние и присоединение. Расширяется перечень случаев образования дробных акций, в том числе при реорганизации в форме разделения и выделения, если акционер реорганизуемого общества голосовал против или не принимал участия в голосовании по вопросу о реорганизации.
Целый ряд проблем возникает на практике и в связи с изначальной, уже на стадии утверждения, недостоверностью разделительного баланса и передаточного акта и последующей его правоустанавливающей ролью. Поэтому разработчики предлагают уйти от абсолютизации значения передаточных документов для целей установления правопреемства по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица. Для этого законопроект определяет статус передаточных документов и закрепляет требования к содержанию передаточного акта. Так, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В нем также должен быть порядок определения правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты составления передаточного акта в связи с осуществлением деятельности реорганизуемым юридическим лицом.
Для реализации указанных целей законопроект вводит институт экономического обоснования любой реорганизационной процедуры, для чего при подготовке к проведению реорганизации должны разрабатываться соответствующие документы, например, обоснование условий и порядка проведения реорганизации. Таким образом, введение нормы, согласно которой по общему правилу необходима подготовка документа, обосновывающего экономическую необходимость реорганизации, позволит обеспечить право на информацию и принятие взвешенного решения о согласии либо, напротив, о неприятии реорганизации.
Вообще, как утверждают разработчики законопроекта, в настоящее время действующее законодательство и практика его применения фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразными. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансированно учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов.
Принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации, а не внесение множества поправок в отдельные законы позволит унифицировать регулирование схожих по характеру отношений, возникающих при реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм.