13.09.2007 00:46
    Поделиться

    Уникальный музей создан на одном энтузиазме

    "Писать об Иване Даниловиче Самойлове радостно. Светлеет душа, когда думаешь, какой необыкновенный подвиг совершил он. И не надо бояться слова "подвиг"… сорок лет жизни, изо дня в день, вопреки сопротивлению стоявших у власти, он спасал от гибели и забвения народное искусство. И ни разу не отступил", - однажды сказал о моем герое академик Дмитрий Лихачев.

     

    Более полувека Иван Самойлов создавал в родном селе Нижняя Синячиха Алапаевского района этнографический музей. Сейчас этот музей считается историческим и культурным наследием федерального значения, истинным сокровищем Среднего Урала.

    Цветы на потолке

    "Главное дело моей жизни началось в 1942­м", - уверен Иван Данилович. Двадцатилетний лейтенант Самойлов участвовал в обороне Москвы и после ранения попал в госпиталь. "И вот я, лежа на госпитальной койке, глядел в потолок школьного класса и видел, как на нем расцветают дивные цветы, которыми были рас­писаны потолки отцовской избы".

    Дошел крестьянский сын Иван Самойлов до Кенигсберга, где встретил Победу. Вернулся домой в 46­м, женился на хорошей девушке, выучился на инженера­землеустроителя. И так же шла параллельная жизнь души. Изучал Иван историю своего рода, записывал легенды, сказки в деревнях. Собирать коллекцию народной живописи начал с расписных досочек, которые увидел в деревне Пешково. Досочки были сложены в поленицу и приготовлены на растопку. О музее тогда не думал, красоту пожалел.

    И пошло-­поехало. Двадцать лет, мотаясь по медвежьим углам, собирал не только роспись, но и рукописные и старопечатные книги, иконы, резьбу по дереву, образцы художественного ткачества и прочие вещи, в которых воплотились душа и талант народных мастеров. Впрочем, слово "собирал" Ивану Даниловичу кажется не вполне точным. "Что значит - собирал?! Вот так и пишут. Я все покупал, даром ничего не брал". И все - на скромную зарплату инженера­землеустроителя. Впрочем, иногда и за деньги не отдавали. Древняя старушка, бывшая монахиня, спасла из разоренной обители старинную плащаницу и расставаться с ней при жизни отказалась категорически. Три года Иван Данилович привозил ей машину дров, колол и складывал в поленицу. Умирая, отдала­таки старушка настырному мужику заветное сокровище. Сейчас эта плащаница - один из экспонатов музея.

    Дорога к храму

    К концу шестидесятых Иван Данилович "насобирал" экспонатов на целый музей. "Фондохранилищем" стали его квартира, амбар, подвал райисполкома. Самойлов задумался о музее. Он решил его оборудовать в помещении Спасо­Преображенской церкви в Нижней Синячихе.

    Редкий по красоте двухэтажный девятиглавый храм, построенный в форме корабля, который невесть какими ветрами занесло в здешние края, доживал последние годы: давно не было кровли, стены зияли проломами. Самойлов сделал архитектурные обмеры, в отпусках изучал опыт реставрации церквей в Пскове, Новгороде. Христом­богом уговорил местных мужиков, создал бригаду - и в 1967 году хозспособом, на общественных началах начал работу.

    - Однажды отошел, поднял голову - серая страшная громада храма - и я… Тогда и подумал: этот храм стоит человеческой жизни. Погибну я на нем, и ладно. Он­то останется.

    Насчет "погибну" - некрасивые слова. "Как­то нужно было поставить крест на колокольне, - вспоминает мой собеседник. - Подошел ко мне один из мастеров, честно признался: "Не могу, Данилыч. Боюсь, руки дрожат…" Ну, полез я сам. Работу сделал, вниз спустился - руки­ноги таки подрагивают. А сам думаю: если что, вот бы из меня Икар получился!" А позже собственноручно золотил четыре из девяти куполов храма.

    Деньги, отложенные на покупку мотоцикла, давно снял со сберкнижки, чтобы расплатиться с бригадой. Его не понимал никто - ни коллеги, ни начальство: "Коммунист Самойлов ударился в поповщину, возится с никому не нужной развалюхой". А когда в 72-­м Иван, выполняя завещание, отпел покойного отца в церкви, терпение начальства лопнуло, Самойлова исключили из партии.

    Кавалер Анна Ивановна

    - Иван Данилович, я в семнадцатый век пошла, - заглядывает в кабинет директора музея Анна Ивановна Самойлова. "Семнадцатый век" - это крестьянский дом, собранный, как конструктор, из остатков крестьянских усадеб и перенесенный поближе к отреставрированному храму. Это все тоже собрал Иван Данилович, и рассказ о том, как вязли на таежном бездорожье тяжеленные "Уралы" с "шедеврами архитектуры", как потом собирали, как реставрировали на месте, - отдельная история. Но стоит теперь сказочная деревня на берегу пруда (плотина тоже стараниями Самойлова была восстановлена), наглядно свидетельствуя о том, что "архитектура" - это не только Рим, Прага или Москва.

    "Я убежден: наши сельские деревянные памятники формируют сознание, воспитывают вкус не меньше, чем прославленные образцы архитектуры больших городов", - проповедует Самойлов.

    "Муж - поп, жена - попадья", - вздыхает на пороге любимого ею "семнадцатого века" Анна Ивановна. И говорит, что "красоты сначала не понимала, а понимала мужа, и что он без этого не может". Вот и вся формула любви.

    Она, бухгалтер по образованию, вместе с мужем расчищала алтарную живопись в отреставрированном храме, ночами и в выходные до мозолей на руках чистила, скребла, стирала, отбеливала, гладила "экспонаты". Несколько лет назад архиепископ Викентий вручил Анне Ивановне орден преподобной великой княгини Ольги - за реставрацию Свято­Троицкого собора, на котором она сама золотила кресты.

    Нынешней весной, стало быть, отметили Иван Данилович и Анна Ивановна шестидесятилетний юбилей семейной жизни.

    Жизнь продолжается

    Полвека трудового стажа. Три боевых ордена. Сын, две внучки и три правнука. Две книги. Два музея, более трех тысяч экспонатов. Спасенный храм. Как будто этого мало: накануне своего восьмидесятилетия Самойлов согласился возглавить реставрацию Свято­Троицкого собора в Алапаевске. На этот раз не вопреки, а по настоятельной просьбе местной администрации и церковной епархии.

    А когда еще один храм возродился к жизни, Иван Данилович взялся за третий - небольшую, чудом уцелевшую церковь Вознесения в старинном селе Коптелово. Взялся не случайно: в начале прошлого века сюда принесли из деревни Исаковой крестить младенца, которого нарекли Иваном. Стараниями Ивана Даниловича укрепили стены, заделали одну арку, укрепили балкой другую… Увы, денег на реставрацию так и не нашлось, а сил ходить по кабинетам у Ивана Даниловича уже не осталось. Но разработанный им проект реставрации обязательно пригодится тем, кто придет ему на смену. Иначе быть не может, не должно.

    Кстати

    На днях Ивану Даниловичу Самойлову исполнилось 85 лет. Мы присоединяемся к поздравлениям, которые получил Иван Данилович со всего света. И желаем ему здоровья и долголетия, потому что на таких, как он, землеустроителях земля российская и держится испокон веков.

    Поделиться