Напомню сюжет. Сотрудник частного сыскного агентства получает задание проследить за подругой набирающего силу политика. Заказчик путает номер ее квартиры, и сыщик, расставив жучки не там, где надо, на пару дней вторгается в жизнь совсем другой девушки. Несчастной депрессивной аптекарши, которую только что бросил женатый любовник. Ошибка вскоре будет исправлена, объект наблюдения заменен, но за два дня созерцания бесконечных слез, истерик и битья посуды он успевает привязаться к аптекарше. И начинает ее жалеть: приглашает в кафе, старается за ней ухаживать. Исключительно в гуманистических целях. Девушка преображается, отчаянно в него влюбляется, ждет свиданий, на что-то надеется. Но он женат. И потому, удалив последний жучок из ее квартиры, уходит из ее жизни по-английски - не попрощавшись.
Его играет Валерий Баринов, ее - Зоя Кайдановская. Итак - слово создателям картины.
Зоя Кайдановская,
актриса:
- Я не считала свою героиню жертвой. Просто это женщина, которая переживает очередной разрыв в своей жизни и бурно на все реагирует. Роль мне очень близка: я не говорю, что я одинокая, но я тоже, если кто-то меня расстроит, так же себя веду. Всегда. Только, конечно, посуду не бью...
Валерий Баринов,
актер:
- У меня ощущение, что это не я играю, а кто-то играет меня. И каждый раз, когда сажусь в зрительный зал, я подсматриваю за Валерием Бариновым. Делаю что-то неприличное... Когда я снимался, приезжал, садился, мне показывали экран, на котором ничего не было, сзади стояла Лариса Садилова и говорила: "Сейчас она бьет посуду, а сейчас у них постельная сцена". И я должен был реагировать на это, не видя картинки. Однажды меня сняли, когда я заснул, ожидая начала съемок. Просто так, не зная для чего. Такая была ситуация, что до того я не спал вообще: отказаться от других работ не имел права, поэтому спал только в поезде, и то плохо. В фильм этот эпизод вставлен очень точно - человеку скучно смотреть, как люди совокупляются, он в этот момент засыпает, он не любопытен - это его профессия. А все остальное - это не Баринов играет героя, а кто-то играет Баринова...
После одного из зрительских просмотров в Выборге нас вез очень крутой человек в гостиницу, на которого картина произвела сильное впечатление. Он ехал, молчал - эти люди много не говорят. Я ехал с ним впереди, а сзади сидели две дамы. И они стали рассуждать: какая же мой герой сволочь, это ж надо, что сделал с женщиной! И вдруг человек бросает руль и чуть не срывается на крик: "А что ему было делать?" Имея в виду героя. Это абсолютно точное расхождение мужского и женского взгляда на ситуацию. Не совсем осенний марафон, но почти.
Однажды зрители меня к стене просто приперли: что будет дальше? Я сказал- дальше у Шекспира написано. Дальше - тишина. Это конец. Судите сами. Детей у моего героя нет. Любовь не состоялась. С женой они не слышат друг друга. Чужие люди. Возникла маленькая надежда на какой-то выход, и не случилось. Жизнь прошла, не получилась - разве это не страшно?
Лариса Садилова,
режиссер:
- Нет в этой ситуации выхода. Потому что он по-любому будет плохим. К девушке уйдет - плохо, с женой остается - плохо. Девушка еще раз все равно и без него нарвется, наступит на те же грабли. Но что мне хотелось сказать: женщины, ну пожалейте вы этих мужиков, ну посмотрите, как им тяжело. И с одной стороны, и с другой. Они же как маленькие. Однажды на фестивале мужчины мне задали вопрос: вот вы снимаете фильмы про женщин, какие они несчастные, а мы ведь тоже несчастные, почему вы про нас не расскажете? Я пообещала тогда, что, может быть, и сниму. Вот такая картина и случилась...