03.10.2007 02:00
    Поделиться

    Тамбовчанин пока остается без российского гражданства

    Наш соотечественник Георгий Шляжко пока остается без российского гражданства

    Чиновники миграционной службы не обещают нашему соотечественнику скорейшего получения российского паспорта. В перспективе у него - очередное судебное разбирательство: предстоит вновь доказывать то, что единожды уже было доказано и подтверждено судебными органами.

    После публикации статьи "Паспорт с видом на жительство" ("РГ" от 11 сентября 2007 г.) показалось, что злоключения тамбовчанина Георгия Шляжко закончатся. Но надежды оказались напрасными: в обозримом будущем нашему соотечественнику не видать российского гражданства.

    Напомним, что в 1993 году Шляжко поехал на Украину проведать свою больную мать, и там в его "серпасто-молоткастый" шлепнули штамп, свидетельствующий, что отныне он гражданин "незалежной" Украины. С той поры, живя безвыездно в Тамбове, он никак не может получить российский паспорт. После долгих мытарств Шляжко обратился в тамбовский корпункт "РГ". Редакция сделала официальный запрос в управление Федеральной миграционной службы по Тамбовской области с просьбой разъяснить, что делать гражданину, попавшему в подобную ситуацию. Из ответа можно было понять лишь одно: получение российского гражданства - дело муторное. Стать полноправным гражданином России "в упрощенном порядке" Шляжко, скорее всего, не успеет, а с 1 января 2008 года вводится новый порядок.

    После публикации в "РГ" Шляжко официально пригласили в областное управление ФМС, где сначала попеняли за обращение в редакцию, затем объяснили, что перспектива получения российского гражданства у него все-таки есть. Для этого нотариус должен удостоверить подлинность заявления Шляжко в посольство Украины с просьбой освободить его от злополучного штампа в паспорте. Но нотариус засомневался - в советском паспорте Шляжко отсутствовала его фотография в 45-летнем возрасте. Причем отсутствует по причине, от него не зависящей. Дело в том, что после достижения 25 и 45-летнего возраста паспортные службы должны были вклеивать новую фотографию и в "серпасто-молоткастый", и в российский паспорта. Часть граждан России и поныне удостоверяют свою личность советским паспортом, но действителен он только при наличии "возрастной" фотографии.

    И вот здесь начинается самое интересное, о чем руководство УФМС поведало в разъяснительном письме. "На данный момент, - говорится в нем, - в связи с отсутствием в территориальных органах ФМС России технической возможности произвести вклеивание фотографии в паспорт старого образца не представляется возможным". Проще говоря, у миграционных служб нет приспособления, которым делается рельефный оттиск на фотографии, и мастичной гербовой печати для оформления паспортов образца 1974 года, поэтому, "проживая по недействительному документу, удостоверяющему личность, граждане в первую очередь лишают себя возможности в полном объеме реализовать свои конституционные права". Но ведь если у миграционных служб нет "технической возможности", то это они лишают гражданина возможности реализовать свои права, а не "граждане лишают себя"! Разница, согласитесь, существенная.

    А что же делать "лишенцам"? Цитируем рекомендацию: "Гражданам, имеющим недействительные паспорта гражданина СССР, произвести их замену в установленном порядке на паспорт гражданина России". Но как раз с "установленным порядком" и вышла неувязкаЕ

    Когда у Шляжко с нотариусом не сложилось, для установления личности ему посоветовали обратиться в суд. Но ведь в апреле суд, признавший факт постоянного проживания Шляжко на территории России с 1993 года, начал разбирательство именно с установления личности заявителя, и процедуру идентификации наш герой благополучно прошел. Начинать же новую судебную тяжбу - это значит гарантированно дотянуть дело до следующего года, когда вводится "новый порядок" и мучительная процедура растянется еще надолго.

    Есть и третий путь - обратиться непосредственно в посольство Украины и уговорить тамошних чиновников вернуть советскому паспорту "статус кво". Но как выяснилось, избавиться от злополучного штампа еще сложнее, чем получить российское гражданство.

    Шляжко еще повезло: в его паспорте стоит штамп, разрешающий временно жить в России до августа 2010 года. Имеется у него и разрешение на работу сроком на год, что позволяет ему работать стропальщиком в одной из строительных организаций Тамбова. У других же нет и этого.

    Кстати, 28 сентября "РГ" опубликовала статью председателя исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой "Абсурд в законе", где она пишет о наших соотечественниках, которые, давно переселившись в Россию, годами не могут добиться ни вида на жительство, ни гражданства. Но когда Графова познакомила директора Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского с жалобами "нелегалов", достаточно было телефонного звонка в регионы, чтобы истории, казавшиеся тупиковыми, разрешались на ходу. Без посольств, установления личности, без обивания порогов территориальных миграционных служб.

    Между тем в 2004-2005 годах российское гражданство кое-кто получал задешево и без особых хлопот. Например, председатель сельсовета станции Селезни, что под Тамбовом, выдавала справки: гражданин такой-то с малолетства живет в Селезнях по такому-то адресу. И на этом основании лицо без гражданства получало российский паспорт и растворялось на просторах страны. Но миграционный либерализм закончился уголовными делами в отношении председателей сельсоветов, судебными разбирательствами, обвинительными приговорами и сроками. Правда, условными. Административный нагоняй получили и сотрудники миграционной и паспортно-визовой служб. И теперь, обжегшись на чужом молоке, чиновники дуют на свою воду и до дрожи в коленях боятся подозрений.

    P.S.
    Тамбовская область в числе одиннадцати регионов страны включена в государственную программу содействия переселению соотечественников из-за рубежа. В начале года областная Дума приняла аналогичную региональную программу. Как сообщает начальник отдела по делам соотечественников, беженцев и вынужденных переселенцев регионального УФМС Валентина Хохлова, к 2012 году на Тамбовщину должны перебраться свыше 20 тысяч соотечественников. "Реализация программы, - уточняет Хохлова ее цели, - позволит стабилизировать демографическую ситуацию в области, восполнить миграционные потери, вызванные процессом "скрытой миграции", наибольшую убыль от которой несут сельскохозяйственные районы области".

    Поделиться