04.10.2007 02:10
    Поделиться

    На Кубани борются с "отмыванием" угнанных иномарок

    К Ужесточению системы регистрации вынуждены прибегнуть кубанские автоинспекторы из-за участившихся случаев "отмывания" угнанных иномарок через номера списанных автомобилей. В последней афере такого рода оказался замешан инспектор межрайонного отдела технического осмотра и регистрации ГИБДД по Краснодарскому краю. Вообще же сам процесс утилизации автомобилей, по мнению специалистов, нуждается в глобальных изменениях.

    Виртуальное авто

    К двум годам лишения свободы приговорил Советский районный суд Краснодара бывшего инспектора по розыску авто межрайонного отдела технического осмотра и регистрации (МОТОР) краевой госавтоинспекции за незаконную регистрацию 18 иномарок. Как выяснилось во время следствия, по довольно хитроумной схеме здесь восстанавливались номера некогда утилизированных машин, а на их номера регистрировались "левые" автомобили.

    По словам пресс-секретаря Советского районного суда Элеоноры Безуглой, в деле своеобразного воскрешения "машинного утиля" оказалась замешана целая группа сообщников. Против двух соучастников уже получившего срок милиционера сейчас возбуждены отдельные уголовные дела, однако расследование по ним еще не завершено. Все 18 случаев подделок регистрационных документов, которые удалось установить следствию, словно скопированы под одну кальку.

    - Много лет назад я приобрел иномарку, - вспоминает один из бывших владельцев списанных автомобилей. - Зарегистрировал ее в Краснодаре. А в 1995 году продал незнакомому человеку. Больше свой автомобиль никогда не видел. Но в 2002 году неожиданно пришло уведомление о необходимости заплатить налог на машину. До 2005 года я этот налог платил.

    По мнению Элеоноры Безуглой, бывшие владельцы иномарок сами отчасти помогли махинаторам. Чтобы сэкономить время и не ходить по инстанциям, краснодарцы продавали свои машины, оформив генеральные доверенности на покупателей. А после сделки никто не поехал в ГИБДД, не снял свое авто с учета и не переоформил документы на нового владельца. В результате все они по документам фактически числились хозяевами проданных машин. Потому каждому потом и пришло извещение для уплаты налога на транспортное средство, хотя их иномарки уже давно прошли через десятые руки.

    Воскрешение по заказу

    - Знакомый посоветовал, как можно уйти от налога за несуществующую машину. Для этого, оказывается, ее нужно просто утилизировать, - признался один из свидетелей.

    - Действительно есть правила, по которым прослужившее много лет транспортное средство можно на время снять с учета, то есть утилизировать, - говорит старший помощник прокурора Карасунского округа Анатолий Шевцов, выступивший на суде в качестве государственного обвинителя. - Предположим, у владельца нет средств на ремонт машины. И фактически он ею не пользуется. Но позже, после капитального ремонта, автолюбитель имеет право номера своей машины восстановить, вновь поставив ее на учет в ГИБДД. Для этого автомобиль должен пройти специальную процедуру - техосмотр, сверку номеров агрегатов с теми, что значатся в документах.

    После того, как бывшие обладатели тех самых 18 иномарок свои авто утилизировали, с ними - по мобильнику или Интернету - выходил на контакт один из соучастников (он представлялся Игорем) и говорил, что ему необходимы документы на утилизированные иномарки. Узнав об отсутствии бумаг, предлагал поехать вместе в регистрационно-экспертное подразделение ГИБДД и восстановить номера. От владельцев (естественно, за определенное вознаграждение) требовался всего лишь росчерк пера на заявлении. Сумма колебалась от семи до 15 тысяч рублей - как раз такие деньги в свое время владельцам авто пришлось заплатить в качестве транспортного налога.

    Техосмотр понарошку


    По показаниям бывших владельцев "мертвых автомобильных душ", для оформления сделки в очереди стоять не пришлось. Инспектор за регистрационным окошком протягивал несколько незаполненных бланков и просил расписаться. А ведь по правилам, прежде чем снять с учета и для того чтобы машину снова восстановить, инспектор был обязан не только осмотреть каждый автомобиль на специальной смотровой площадке, но и сверить номерные знаки, агрегаты иномарок с теми, что были указаны в бумагах. И лишь затем заполнять документы.

    Многое объясняют некоторые детали работы сотрудников подразделения МОТОР ГИБДД по Краснодарскому краю, которые выявились в ходе расследования.

    - С Игорем я познакомился в 1998 году. Бывшая его жена работает в системе ГУВД края, нынешняя в районном суде Краснодара, - рассказал один из автоинспекторов. - Мне требовались запчасти для автомобиля. Встретились по объявлению в газете. А он имел свою автомастерскую в Краснодаре и сборно-разборную станцию, у него можно было заказать детали на любую машину. Когда Игорь хотел приобрести авто, просил помочь пробить его по базе - чист автомобиль или нет. У него были хорошие отношения с сотрудниками МРЭО и МОТОРа, я сам несколько раз просил помочь людям снять или поставить автомобиль на учет побыстрее. С Николаем же (осужденным сотрудником подразделения МОТОР ГИБДД) работал какое-то время в одном здании в дежурной части полка. Потом он перешел в МОТОР и устроился инспектором по розыску, занимался осмотром автомобилей на смотровой площадке.

    - Вообще-то закон и сама процедура утилизации автомобилей были созданы на благо автовладельцев, не имеющих большого достатка, - поясняет Анатолий Шевцов. - Ведь зачастую граждане снимают машину с учета, так как по техническим причинам не могут ее эксплуатировать, а средств на ремонт нет. Потом деньги появляются и возникает возможность для того, чтобы автомобиль отремонтировать и легально зарегистрировать снова. Тогда и вступает в силу процедура, которую использовала эта группа.

    По мнению же самих сотрудников ГИБДД, существующая система утилизации неизбежно будет порождать аферы, и проблема кроется гораздо глубже - в отсутствии специализированных автомобильных свалок, которые действуют во многих странах. Ведь любая техника, любая деталь имеет свой износ. И срок ее определен нормативными документами самого завода-изготовителя. Подходит время - и миллионы машин по идее должны идти под пресс, а затем на переплавку. Утильный же транспорт - не только лакомый кусок для мошенников, но и серьезная угроза безопасности дорожного движения. Кроме того, изношенные, отслужившие свой срок автомобильные детали, используются по десятому кругу в качестве автозапчастей для машин.

    - Автомобильные свалки действительно нужны, - считает начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, - ведь машин у нас становится все больше, а значит, и списываться они будут по возрастающей. Но сегодня не менее остро стоит и вопрос об утилизации шин, которые можно встретить повсюду, в том числе и на дорогах. А ведь это тоже создает опасную ситуацию для тех же автомобилистов. И решаться эти проблемы должны как на федеральном, так и региональном уровнях.

    Комментарий

    Геннадий Казюлин, начальник краевого управления ГИБДД:

    - Учитывая новые мошеннические схемы по незаконной легализации машин, необходимо разработать систему противодействия. Такие меры мы уже предприняли. Нынешний порядок утилизации и восстановления автомобилей не будет отменен, но усовершенствуется его выполнение, особенно в оформлении документов.

    Уже введена новая техническая система регистрации и защиты информации. Списанное транспортное средство будет автоматически ставиться на учет. В случае возобновления операций с автомобилем, тут же высвечивается сигнал, который затем сбрасывается в определенный файл. С ним станут работать специалисты, имеющие особый допуск. Информация направляется в соответствующий контрольный орган ГИБДД и руководству организации, которая ежедневно проверяет, то ли машина восстановлена, то ли другое транспортное средство фиксируется под ее номерами.

    Новая система исключит возможность подделок документов. Если раньше сверку номерных агрегатов осуществлял человек, то сейчас это будет делать техника, не допускающая ошибок.

    Поделиться