Новости

05.10.2007 02:48
Рубрика: Общество

Школьный возраст

Самый молодой директор учебного заведения живет в Белгородской области

После окончания педагогического факультета Александр Шибаев, как и многие его сокурсники, пришел в районо устраиваться на работу. Он ее получил. Только стать ему пришлось сразу директором школы - в 21 год.

Талантливый студент

- Университет Саша закончил с красным дипломом, был всегда активистом, дважды становился студентом года. После окончания учебы ему предлагали поступить в аспирантуру. Впрочем, научный руководитель Саши до сих пор не оставляет надежд, что тот сядет за диссертацию, - рассказывает Ирина Попова, бывший преподаватель новоиспеченного директора сельской школы.

Пока мы трясемся по ухабам в старенькой "газели", успеваю узнать, что все преподаватели на факультете до сих пор вспоминают добрым словом талантливого студента, что, помимо науки, наш герой увлекается музыкой и прекрасно играет на гитаре и, вообще, всесторонне развит и эрудирован.

Наконец наша машина подъезжает к Крапивенской сельской школе - старому зданию еще советской постройки. "Кабинет директора дальше по коридору", - показывает пожилая женщина-охранник, делая при этом уважительный акцент на слове "директор". Саша, а точнее, Александр Николаевич, нас уже ждет.

- Я-то хотел просто пойти учителем, а мне предложили такой вот вариант, - рассказывает Шибаев. - Окончил университет, отдохнул немного, а в августе пошел в районное управление образования… Почему не пошел, как многие сейчас, работать не по специальности? А зачем тогда было учиться пять лет и чувствовать себя потом на каком-то месте дилетантом? Здесь же все-таки хоть и ответственность ложится большая, я чувствую себя в своей тарелке. Правда, административно-хозяйственная деятельность для меня в новинку, зато, с другой стороны, получу опыт, который обязательно пригодится.

Пока мы разговариваем, вокруг суетится фотограф. Видно, что вкупе с плотным журналистским допросом это немного смущает Александра. Однако уже через десять минут он становится уверенным и говорит свободно, а в его глазах вместо какого-то недоверия появляется огонек - такой сразу замечаешь, если имеешь дело с человеком, любящим свою работу.

Школа к душе ближе

"Почему же все-таки талантливый выпускник не пошел в аспирантуру?" - всплывает в ходе беседы закономерный вопрос. Оказывается, все просто: хочется работать с детьми - школа к душе ближе. А желание написать диссертацию все же есть, но уже по результатам практической работы, естественно, это будет потом.

- Когда появится достаточное количество опыта, - замечает директор, - тогда и настанет время для науки. А быть голословным не хочется - ведь любая диссертация должна иметь в первую очередь практическую ценность. Сейчас нужно работать, чтобы получить конкретные результаты. Я занимаюсь еще и преподавательской деятельностью. Веду русский язык и литературу. Нагрузка - восемь часов в неделю. Но на учительской работе я отдыхаю…Мне это нравится, и это самое главное - я пока вдохновлен.

Сам молодой директор живет не в Крапивном, и ему приходится каждый день ездить на работу на автобусе. Хоть и начальник, но личный автомобиль ему не положен. Но Саша не жалуется. Нравится ему не только сама работа, но и сельские просторы. Другой бы сказал - деревня, глушь, а он…

- Сельская атмосфера - непередаваема, - говорит он и улыбается. - Скажем, меня здесь все узнали раньше, чем я осмотрелся. Но за глаза ничего не говорят. Знаете, тут такой психологический климат, что тебе скорее все выскажут прямо в лицо, чем будут говорить за спиной. И это правильно. Я сам сторонник того, чтобы узнать о собственных ошибках вовремя - и сразу их исправить. Да и коллеги, на удивление, отнеслись к моему возрасту нормально - видимо, нужна была "свежая кровь", новые идеи.

Не хуже, чем в городе

…Мы идем по школьным коридорам, заходим в кабинеты. Музей истории - такой, наверное, есть в каждой деревне: письма фронтовиков, покореженные, найденные при сельхозработах снаряды, фотографии… Заходим в класс народной культуры: здесь воссоздана обстановка старорусской избы - рушники, прялка, печь. Казалось бы, ничего необычного - но все сделано руками преподавателей.

- За два с небольшим месяца удалось уже кое-что сделать, - рассказывает Александр Николаевич. - Начали менять мебель, сейчас ремонтируем котельную, вот недавно заказали новый котел. Финансы, конечно, выделяются, но сами понимаете - чтобы привести школу в порядок, нужно много средств. Хотя, я думаю, со временем здание можно будет отремонтировать и привести в надлежащий вид, сделать все не хуже, чем в городе. Впрочем, и сейчас, вы сами видели, все не так уж и плохо - везде чистенько, красиво.

И здесь же - детский сад. Поскольку в небольшом селе нет смысла выделять отдельное помещение под дошкольное учреждение, Саша Шибаев по совместительству еще и директор детсада, в который ходят девять детей. Потом нам показывают стадион, приусадебные участки, теплицу, где выращиваются цветы…

Уезжать нет никакого желания, хочется остаться, чтобы жить и наблюдать. Наблюдать за тем, как человек, сам вчерашний школьник, не просто учит подрастающее поколение, а делает все возможное, чтобы этот процесс был максимально комфортен для детей, для их родителей, для всего села наконец. Как и положено директору. 

Кстати
Выпускник вуза на посту директора школы - явление для нашей страны не такое уж и редкое. В 2003 году 23-летняя выпускница Сургутского пединститута Марина Андреева возглавила среднюю школу села Уват, что в Тюменской области. Причем это общеобразовательное заведение было на тот момент крупнейшим в районе - там обучалось более восьмисот человек.

Общество Образование Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Белгородская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники