05.10.2007 01:55
    Поделиться

    Челябинский министр образования: "В школьных поборах виноваты родители"

    Не успел начаться учебный год, как прокуратура Челябинской области выявила несколько случаев денежных поборов со стороны директоров школ. Каковы причины этого явления? Можно ли ему эффективно противостоять? С этих непраздничных вопросов начался деловой завтрак с министром образования и науки Челябинской области Владимиром Садыриным.

    Управа на вымогателей

    Российская газета: Владимир Витальевич, где та грань, за которой заканчивается добровольная помощь родителей и начинается вымогательство со стороны школьных директоров?

    Владимир Садырин: Меня очень удивил недавний случай в Нязепетровске. Обычно жалобы на учительские поборы поступали из областного центра. Но и в других городах области, как видим, такое иногда случается. В принципе взаимоотношения руководителей образовательных учреждений и родителей всегда были сложными. В девяностые годы, когда на образование хронически не хватало денег, был случай - директор просила родителей купить парту для их ребенка, иначе отказывалась принимать его в школу. Года три назад собирали деньги на компьютеры. Сейчас, когда современной техникой оснащены все школы, директора стали от компьютеров отказываться. Теперь с родителей собирают деньги, видимо, на чтото еще: всегда же у школы есть какието потребности. Как избежать конфликтов? Нужна нормальная гражданская позиция со стороны родителей. Если они считают, что с них вымогают деньги, то должны и действовать соответствующим образом: брать под контроль расходование собственных средств с помощью управляющего совета школы, при необходимости обращаться в прокуратуру. А не отделываться по советской привычке жалобой в министерство, дескать, пусть наверху разбираются, а я тут ни при чем. Бывает и такое: мы реагируем на жалобу, пытаемся разобраться, а потом выясняется, что авторы письма с директором школы договорились полюбовно. Пока родители молча будут соглашаться с поборами, говорить - я лучше заплачу, чтобы не связываться, явление будет существовать.

    РГ: А можете ли вы назвать учебные заведения, где поборов с родителей нет?

    Садырин: Думаю, таких школ не так уж мало. В качестве примера могу привести 31й лицей, на его директора Александра Попова ни разу не было жалоб. Почему? А все очень просто: он отчитывается перед родителями - кладет на стол бумагу, где написано, на что конкретно потрачены их деньги. А ведь можно вспомнить и совершенно противоположные случаи, когда директор, ни перед кем не отчитываясь, съездила на родительские деньги на отдых за границу.

    РГ: Многие учебные заведения получают целевую финансовую поддержку из бюджета. Могут ли родители потребовать у директора информацию о том, сколько средств и на какие статьи расходов было получено школой?

    Садырин: Родители имеют полное право на эту информацию и должны ее получать по первому требованию. Тогда у них не будет повода подозревать директора в том, что он собирает деньги на те нужды, которые уже профинансированы из бюджета.

    РГ: Бывает, что не только в школе, но и за место в детском саду приходится доплачивать…

    Садырин: Что касается детских садов, то тут есть своя специфика - дефицит мест. Исчезнет эта проблема - и ничего доплачивать не надо будет. В Снежинске, к примеру, 93 процента детей ходят в детские сады, за 10 лет я не слышал ни одной жалобы на поборы. В этом году из бюджета области выделен миллиард рублей на создание новых мест в детских дошкольных учреждениях. Хотя этот процесс непростой и требует времени.

    Приз для педагога

    РГ: Владимир Витальевич, насколько велик образовательный бюджет области в этом году?

    Садырин: Бюджет сферы образования составляет 18 миллиардов рублей. Для сравнения, в 1997 году весь бюджет области был равен 8 миллиардам. С каждым годом растут расходы на образование. Фонд оплаты труда два года у нас был 2 миллиарда рублей, в этом году - 4,2 миллиарда, на следующий запланировано 5,3 миллиарда рублей. При этом количество учеников за 7 лет уменьшилось на 133 тысячи, а учителей - на 2,5 тысячи.

    РГ: Вопрос от читателя: учитель начальных классов из Магнитогорска Надежда Яковлевна Белозерова спрашивает, как министерству удается привлекать молодых учителей в школы?

    Садырин: Сегодня у нас в регионе 15 процентов педагогов, которым не исполнилось 30 лет. Это, конечно, маловато. Мы ставим задачу увеличить процент молодежи до 16,5 процента. Делаем молодым учителям 40процентную надбавку за первые три года работы. Надеемся, это поможет удержать их, особенно на селе. Думаем организовать конкурс среди учителей со стажем работы до пяти лет с хорошими денежными призами, ищем другие стимулы для молодежи. Однако есть еще и объективная демографическая ситуация, на которую минобразования не может повлиять. До 2010 года продолжится сокращение числа учеников. А значит, снизится нагрузка у учителей, не будет новых ставок.

    РГ: Как привлечь в сферу образования талантливых людей, обеспечить улучшение качества образования?

    Садырин: Если говорить о талантах, то их, как и в любой массовой профессии, единицы. Только в школах у нас работает 31 тысяча учителей. Ну не могут они все быть Иоголевичами! (Иван Иоголевич - "Учитель России2006". - Авт.) В сфере образования, как и в других, работают разные люди, талантливые и не очень. Поэтому правильнее будет говорить о повышении общего уровня преподавателей. Часто говорят о главенствующей роли денег. Да, они сегодня играют большую роль в нашей жизни. Но полностью всех проблем в образовании не решат. Мы ездили с федеральным министром в ХантыМансийск, там зарплаты учителей в тричетыре раза больше, чем на Южном Урале. Но нам не показали ни одного урока. Как нам потом рассказали, в ХантыМансийск едут на работу вахтовым методом учителя из Курганской, Кировской, Тверской и других бедных областей на заработки. Поэтому о качестве образования в этом случае трудно говорить. Помимо денег нужен еще и профессиональный интерес, мотивация учителя.

    Роботы на парте

    РГ: Вопрос от читателя: отец челябинского третьеклассника Данилы Дворкина спрашивает, удовлетворяет ли вас качество учебников.

    Садырин: Давайте посмотрим на эту ситуацию непредвзято. Зачем нам, к примеру, в девятом классе 29 вариантов учебников истории? Часто в школах одного района Челябинска детей учат по разным учебникам. Не дай бог ребенку случится перейти из одной школы в другую - придется выбрасывать прежние и покупать новые. Нередко в учебниках встречаются ненужные, заумные вещи. Учебники биологии, к примеру, предлагают школьникам в подробностях изучать нервную систему дождевого червя. А надо ли? Большой вопрос. Может быть, это время потратить на изучение чегото более полезного? Как мы оцениваем качество учебников? Один из критериев - результаты единого государственного экзамена. Мы проанализировали работы, которые получили более 50 баллов, то есть равны четверкам и пятеркам, и узнали, по каким учебникам ребята готовились к ЕГЭ. Теперь рекомендуем их учителям.

    РГ: И учиться в школе станет легче?

    Садырин: Сегодня многие из нас, взрослых, если их отправить в школу, не смогут хорошо учиться изза сложности предметов, часто необоснованной. То, что у нас школьная программа перегружена, известно всем. Детей пытаются научить сразу и всему - не только математике, русскому языку, чтению, но и иностранным языкам, информатике, бальным танцам… В свое время в Англии пришел новый министр и объявил, что начальная школа должна научить детей трем вещам: читать, писать и считать. Внесли в программу изменения, убрали все лишнее и, как ни парадоксально, через несколько лет показатели успеваемости учеников выросли за счет лучшего усвоения материала в начальной школе.

    РГ: Владимир Витальевич, какие из принятых изменений в областную программу нацпроекта "Образование" вы считаете наиболее важными?

    Садырин: Помимо закона о нормативном финансировании, который ставит объем выделяемых средств из бюджета в зависимость от количества учащихся (подробно об этом "РГ" писала 27 сентября в материале "Ученическая норма". - Авт.), и о мощной поддержке дошкольников, рассматривался вопрос о легороботах. Это сегодня передовое и очень модное направление во всем мире, пришедшее к нам из ЮгоВосточной Азии. Мы проанализировали опыт других стран, подняли литературу и пришли к выводу, что нам тоже нужны легороботы. Они позволяют научить ребят с любым интеллектом такой сложной вещи, как программирование, обладают потрясающим развивающим эффектом. Нас в этом вопросе поддержали и главы городов, и губернатор - на заседании правительства принято решение оснастить все 667 школ двумя комплектами легороботов. Уверен, этот шаг повысит мотивацию к учебе. Вспоминаю, как в Челябинске проходила первая олимпиада по легоконструированию, которая длилась более четырех часов. Зрелище было настолько увлекательным, что ни один ребенок и ни один взрослый не ушел раньше.

    Вальцовщики в цене

    РГ: Сейчас много говорят о том, что наша система образования не отвечает потребностям общества, вузы готовят совсем не тех специалистов, которых требует рынок.

    Садырин: Да, существует такое явление, как вузоцентризм, когда поступление в высшее учебное заведение считается самоцелью. А вузы любой ценой стараются заполучить себе студентов, что неудивительно: в этом году 26 тысячам выпускников предлагается 31 тысяча мест. Но ситуация уже меняется. В этом году, к примеру, снизилось число абитуриентов, мечтающих стать юристами. Рынок автоматически регулирует спрос на те или иные профессии. И молодежь, и их родители понимают, что с дипломом юриста завтра будет трудно найти работу. Со своей стороны, мы будем продолжать создавать так называемые ресурсные центры на базе техникумов и профессиональных училищ - то есть насыщать их современным оборудованием. Это уже приносит свои плоды. Судите сами: в этом году училища укомплектованы на 85 процентов, техникумы - на 90, но там, где установлена современная техника, еще в августе набор был 100 процентов. В 13-м лицее Магнитогорска у нас был конкурс - на место будущего вальцовщика претендовало четыре человека. Многие ребята учатся на токаря и сварщика и уже на практике получают по 10 тысяч рублей в месяц, а по окончании - около 30 тысяч. Не каждый выпускник вуза находит сегодня работу с таким доходом.

    Поделиться