17.10.2007 03:10
    Поделиться

    Алтайские крестьяне меняют соху на промышленные станки

    Сельские жители все больше работают на стороне

    Каждое утро в 5.45 из села Жилино выезжает служебный автобус и везет 25-30 человек на Барнаульский станкостроительный завод. Благо, до города недалеко - 42 километра. В семь утра люди выходят на смену, а в пять вечера уже дома. Еще есть время заняться личным хозяйством.

    Из крестьян в рабочие

    СПК "Жилино" - одно из ста с лишним сельхозпредприятий края, находящихся в состоянии банкротства. До зимы с молотка хотят пустить последнее, еще не проданное имущество. Банкротство основного производства сломало привычный уклад жизни многих жителей села.

    Жилинская "бригада" объявилась на станкостроительном заводе около двух лет назад. Тогда был пик массовой безработицы в селе. По решению суда СПК "Жилино" признали банкротом 11 апреля 2007 года, но производство умерло значительно раньше - часть работников сократили, большинство уволились сами, так как зарплату все равно не платили. Некоторым рабочим задолжали до 100 тысяч рублей. Не в обиде на момент увольнения остались только руководители СПК. Они под свою зарплату забрали почти все ликвидное имущество - тракторы, косилки...

    Инициатором трудоустройства на завод был глава Жилинского сельсовета Первомайского района Алексей Рубцов: "Люди болтались по селу, пили, ничего не делали".
    "Первопроходец" Яков Литау говорит, что до устройства на БСЗ не работал полтора года. Поэтому решился на перемены легко. Переучивались недолго. Увидев впервые за несколько лет живые деньги, бывшие механизаторы так воспрянули духом, что на первых порах показывали фантастическую работоспособность. Об этом свидетельствует заместитель директора БСЗ по персоналу Людмила Ильина.

    Выходцы из пригородных деревень на станкостроительном заводе составляют уже около 35 процентов всех рабочих - горожане неохотно идут на производство. Сейчас обсуждаются условия, на которых в Барнаул для работы на БСЗ приедут механизаторы Хабарского района - это более 300 километров от краевого центра! Инициатива идет опять же от местных руководителей. Но в хабарском случае совсем превращать своих механизаторов в городских рабочих не хотят. Речь идет о сезонной работе и постоянной ротации кадров.

    Предприимчивый нигде не пропадет

    Лариса Гапанкова - по образованию экономист, до 2000 года работала в СПК "Жилино" главным бухгалтером. Новый руководитель от ее услуг отказался. Она не стала искать работу в городе, а организовала с мужем свое дело в селе. Сначала было две коровы, потом - три. Сейчас девять. Продают в Барнауле молоко, творог, сметану. На хлеб с маслом зарабатывают. В прошлом году имели от подсобного хозяйства 300 тысяч рублей дохода, в этом надеются на 400. В последнее время здорово выручают кредиты в рамках нацпроекта "Развитие АПК".

    Недавно Гапанковы взяли кредит на 180 тысяч рублей. Если год назад с этим были сложности, то сейчас все упростилось. Пакет необходимых документов формируется в сельсовете, Алексей Рубцов выступает поручителем.

    - Никто пока не подвел, - говорит председатель Жилинского сельсовета. Он отлично знает людей. - В этом году кредиты взяли уже восемь человек. Все - на развитие подсобного хозяйства. Общая сумма - 1,125 миллиона рублей.

    Местные предприниматели для Рубцова - опора. Платят налоги в местный бюджет, а в селе Новочесноковка, что тоже относится к Жилинскому сельсовету, создали новые рабочие места. Интересно, что учредителями новочесноковского ООО "Ново-Демино" выступили бывшие городские жители, выходцы из этих мест. Так что движение между городом и селом обоюдное. Предприимчивый человек и в деревне не пропадет.

    Тревога Рубцова

    Жилинский сельсовет представляет местное самоуправление в трех населенных пунктах: Жилино, Новочесноковке и Копылово. Жилино - местная столица. В самом крупном селе бывшего колхоза-миллионера "Красное знамя" живут 900 человек. Оно раскинулось в низине между холмов, кругом березовые колки.

    Головная боль председателя сельсовета - продажа на торгах остатков имущества обанкротившегося СПК "Жилино". Конкурсный управляющий Владимир Комиссаров объявил, что на торги будут выставлены жилые дома. Якобы они были включены в уставный капитал предприятия. Двадцати одной семье угрожает выселение, если не найдутся средства выкупить жилье по рыночной цене. Денег таких ни у кого нет. Люди не смогут выкупить свои квадратные метры даже с хорошей скидкой. Правда, как пояснили в краевой налоговой инспекции, жители не утратили права на бесплатную приватизацию. Надо обратиться в суд, чтобы исключить это жилье из конкурсной массы. СПК не имел права включать жилье в свой уставный капитал.

    Попытаются продать на торгах и поселковые дороги. Ведь раньше все принадлежало колхозу. Рубцов надеется, что покупателей не найдется, тогда они перейдут на баланс сельсовета. Иначе возьмет кто-нибудь да и купит плиты с моста через речку Жилиху! Купили же в свое время на стройматериалы трехэтажный сельский спорткомплекс. Это было еще до банкротства, продало его руководство СПК "Жилино". В крае громогласно рапортуют о возведении даже крошечного спорт-объекта, а в селе Жилино могут превратить в груду обломков великолепный спорткомплекс, мало чем уступающий разрекламированному оздоровительному центру в Рубцовске. Есть здесь игровой зал, бассейн, тир, тренажерные залы. Чуть-чуть не хватило сил, чтобы запустить его в эксплуатацию в благоприятные времена.

    Алексей Рубцов предлагал последнему руководителю СПК "Жилино" Александру Копылову передать тренажеры из спорткомплекса в местную школу. Тот обещал. Но потом тренажеры куда-то растворились - как, впрочем, и многое другое имущество сельхозпредприятия, необходимое для социальной сферы. Мощный трактор для очистки улиц после буранов приходится нанимать в Новоалтайске. В город обращаются, если требуется подъемный кран. Весной наводнение - опять без техники беда. Обзавестись собственной сельской администрации сложно - нет таких средств. Налогооблагаемая база мизерная, а социальных расходов немерено. Пришедший на смену СПК самый крупный собственник - фермер Александр Кучмин - платит налоги по месту регистрации хозяйства в другой местности, а мужики из деревни, нашедшие работу в городе, пополняют казну Барнаула и Новоалтайска. Прошлым летом краевой съезд муниципальных образований принимал обращение к правительству, чтобы налог на доходы физических лиц зачислялся по месту жительства работника, но ответа не получили.

    Что удержит молодых?

    На работу к фермеру Александру Кучмину, которому отошли многие земли и имущество СПК, местные жители не рвутся. Люди нахлебались в СПК и теперь не доверяют сельхозпредприятиям, считает фермер. Квалифицированные кадры подались в город за гарантированным заработком, а кого попало он к себе брать не хочет. Для работы на современной технике пригласил механизаторов из сел соседних районов.

    Кучмин понимает: без вложений в социальную сферу села ему не обойтись. Село не город - вахтовый метод кадровую проблему не решит. Надо растить работников для своего хозяйства по месту деятельности. Для этого у молодежи должен быть в селе хотя бы нормальный досуг. Но вкладывать серьезные средства в социалку фермер не готов: "Надо подняться на ноги".

    Молодежь в селе не задерживается. В школе, рассчитанной на 300 человек, учится 101 школьник. Не прибавилось детей и в детском садике. Население Жилино стареет.
    - Одна радость за последнее время - газовая труба у нас появилась, - говорит местный житель, водитель заводского служебного автобуса Олег Филиппов.

    Справка "РГ"
    В органах службы занятости на учете по безработице на 1 октября 2007 года состояло 57 237 человек, из них - 43 214 в сельских районах края.

    Поделиться