- В детстве все меня называли Любкой-артисткой и всегда считали, что мое будущее будет связано с музыкой и пением, - рассказала корреспонденту "СОЮЗа" Любовь Казарновская. - Мама мне всегда говорила, что с самого раннего младенческого возраста я сначала начала петь, а уже потом говорить. Напевала без слов все, что играло в радиоточке у нас дома.
Не случайно я стала студенткой училища им. Гнесиных. Моим педагогом была Надежда Малышева-Виноградова, замечательный вокалист, концертмейстер Шаляпина, ученица самого Станиславского. Помимо бесценных уроков пения Надежда Матвеевна - вдова литературоведа-пушкиниста академика В. Виноградова - открыла мне всю силу и красоту русской классики, научила понимать сокрытое в ней единение музыки и слова, - рассказала примадонна во время интервью.
- Любовь Юрьевна, самое памятное ваше оперное выступление?
- Самым важным я считаю приглашение от Караяна на Зальцбургский фестиваль. Мой первый контракт с Гербертом фон Караяном. Венская филармония. Лучшие певцы со всего мира и я, маленькая девочка. Караяна называли маэстро мира. Если он открывал перед кем-то двери в музыкальный мир, то тебя действительно признавали все. Его диагноз был самым важным.
- Вы получили Гран-при фестиваля "Литература и кино" в Гатчине. Расскажите о вашем участии в кино...
- Мой первый опыт в кино связан с приглашением Евгения Гинзбурга - фильм "Анна", сценарий которого был написан по мотивам комедии А. Островского "Без вины виноватые" двумя гигантами российского кинематографа - Георгием Данелией и Рустамом Ибрагимбековым. Я сыграла главную роль как драматическая актриса и исполнила все музыкальные номера к фильму (несколько песен, романсов, арий из опер и оперетт). Да, в марте 2005 года на фестивале "Литература и кино" в Гатчине фильм завоевал Гран-при, а я сама - приз за лучшее исполнение женской роли и приз зрительских симпатий. Второй мой опыт в кино - сериал "Темный инстинкт". Это такая Агата Кристи, принесенная на российскую почву. Вокруг героини, блистательной певицы, разворачиваются таинственные приключения. Сейчас продолжаю сниматься в кино.
- Как вы думаете, сегодня есть таланты в романсе?
- Таланты в России есть всегда! В оперной арии, если вы достаточно убедительно выступите на сцене, но не сможете взять верхнюю ноту, публика вас простит. А в романсе на протяжении трех-четырех минут вам перед зрителями нужно нарисовать маслом большую картину человеческого духа или целую судьбу. Здесь недостаточно красивого голоса, недостаточно замирающих интонаций, нужно быть зрелым внутри человеком. Всегда исполнители отличались не только тембром, красивым голосом, а глубиной, драматизмом. Тогда ты удивишь публику. Вот что такое романс. Чтобы стать настоящим исполнителем романсов, надо много знать, читать, нужно быть интеллигентным человеком, уметь если не выстрадать, то сопереживать судьбам героев.
- Романсы популярны в эпоху гламура?
- Нет. Это пережиток нашего времени. Мы живем с вами в эпоху больших перемен. Как говорил Конфуций, самое страшное - жить в эпоху перемен. Мы сейчас живем в эпоху перемен в сознании людей, в нашем общественном строе, в наших душах. Гламур - тот поверхностный, еле видимый слой, который мы берем от западного глянца. На Западе это уже часть их жизни. А мы берем этот верхний слой, и, к сожалению, за гламурными личностями, которых показывают по ТВ, печатают на обложках глянцевых журналов, прячутся отнюдь не гламурные личности. Мы читаем про их роскошную жизнь, но за этим ничего не стоит. Как правило, личности не будут себя выпячивать в гламуре. Зачем? Это воздействие на умы людей. И вот они читают, и одни завидуют, другие злятся. Это все лишь момент эмоционального раздражения для обсуждения.
- А вам когда-нибудь завидовали?
- С завистью сталкивалась порой черной. Публика ждет моего выступления. Потому что они знают, если концерт Казарновской, то без халтуры, обязательно интересная программа. Для этого нужно работать над собой, иметь помощника, как мой муж. Вот отсюда и зависть. Говорят: у нее муж продюсер! Глупость. Публику не обманешь. Если им даришь сердце, частичку себя, зрители будут тебя любить. Им не важно, кто у тебя продюсер, раскручен ты или нет. Но сегодня сложился стереотип, если у тебя есть продюсер, то ты можешь быть в течение пяти лет как бы кумиром молодежи. По-моему, это стыд перед своей судьбой. А что если продюсера не станет, завтра ты никто?! Продюсеров на всех не хватит. Человек должен сам много над собой работать. Работай, вкладывай все силы. Бейся иногда, как я, головой об стену. Зависть - самое отвратительное чувство, которое может быть. Завидуют ничего не делающие люди. Им даже не хочется приложить минимальных усилий. Когда мне передают обо мне негативные вещи, я говорю: да бог с ними! Мишура всегда сопровождает талантливого человека. Разве Моцарту не завидовали?
- Как вы переживаете наступление эпохи массовой культуры?
- Очень плохо, для меня это кошмар. Она коснулась всех областей, пришла в оперу, в балет, в кино, в драматический театр. Сколько мы видели звезд, о которых много писали, которых показывали, и в один момент они исчезали. Когда это касается оперы, меня это еще больше раздражает. Оперное искусство - искусство больших профессионалов, людей, которых очень хорошо знают. Чтобы жить в оперном искусстве, ты должен каждый день пахать. Сегодня мы говорили с одним нашим хорошим знакомым. Он сказал, что эпоха глянца в Голливуде уже уходит.
- А что будет потом?
- Все перемелется - мука будет. У людей появится желание прикоснуться к настоящему. И все вернется на круги своя. Жизнь всегда идет по спирали. Люди будут ходить в оперу, балет и оценивать искусство, творчество не по глянцу. Произойдет система переоценки ценностей. В этом я просто уверена. В искусстве не может быть навязанных штампов и стереотипов.
- Значит, есть надежда. А сегодня в чем искать спасения?
- В душе! Через веру в Бога, кто верит в него. Всегда надо искать гавани. Есть свои островки собственного счастья. Иначе в нынешнюю эпоху можно сойти с ума...