24.10.2007 01:15
    Поделиться

    Живя в общежитии, саратовский инвалид боевых действий ведет прием ветеранов

    Ветеран-инвалид боевых действий в Афганистане остается прописанной по адресу районного военкомата

    Обещания чиновников оказались пустым звуком: спустя почти три месяца после публикации в "РГ" ветеран войны в Афганистане не может добиться восстановления своих прав.

    Под тринадцатым номером

    В августе этого года "Российская газета" уже писала о мытарствах Надежды Виноградовой - ветерана и инвалида боевых действий в Афганистане. История этой женщины, вынужденной обратиться за помощью в общественную приемную правительства Саратовской области, никого не оставила равнодушным. На войне она спасала тяжело раненных солдат, работая старшей хирургической сестрой, а в мирное время осталась без дома. Не имея собственного угла, до сих пор прописана по адресу….  военного комиссариата Ершовского района.

    Но первая эмоциональная реакция на статью так и не  получила дальнейшего развития, хотя вице-губернатор области Александр Бабичев дал поручения разным ведомствам подготовить предложения по выходу из этой тупиковой ситуации.

    В том, что  ситуация стала именно такой, немалая заслуга  администрации Ершовского муниципального района. Надежда Виноградова приехала из Средней Азии на историческую родину в Ершов после событий, погнавших людей в Россию. В Узбекистане ее больше ничто не задерживало и по другой причине: она потеряла в автомобильной катастрофе самых близких людей: мужа и дочь.

    Возвратилась она на родину, как потом оказалось, с недействительным паспортом советского образца. С 2000 по 2003 год Виноградова восстанавливала все документы, скитаясь по родственникам, знакомым и вокзалам. Но, восстановив их, больше года не могла встать в очередь на получение жилья. В Ершовской администрации руководствовались местным законом, по которому на учет принимались граждане, прожившие в Ершове "не менее трех лет на условиях поднайма жилья либо в общежитии". Оснований для постановки на учет Надежды Виноградовой у администрации не было, так как по бумагам она проживала в Ершове лишь с августа 2003 года, после того как с помощью областного уполномоченного по правам человека получила комнату в общежитии Приволжской железной дороги.

    Только в конце 2004 года ее поставили на учет после вмешательства районной прокуратуры, напомнившей властям о существовании не только местных, но и федеральных законов. Таким образом, по выражению Надежды Виноградовой, у нее украли полтора года, за которые очередь могла бы продвинуться.

    Ее подвели и во второй раз, когда не включили в новый список очередников в связи с изменением статуса (после установления инвалидности), а оставили в списке приравненных к ветеранам боевых действий.   А ведь ей пришлось пройти несколько медэкспертиз и военно-врачебных комиссий, чтобы доказать, что черепно-мозговая гематома - следствие контузии во время боевых действий в Афганистане. Статус инвалида она получила только в 2006 году, поэтому он  не помог в продвижении  очереди, так как у местной администрации под рукой был другой аргумент: согласно Закону "О ветеранах" инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, то есть в льготную очередь приравненных к инвалидам ВОВ  не попадают.

    Так что формально у первого заместителя министра строительства и ЖКХ области Сергея Шейкина были все основания ответить на запрос Виноградовой так: "Внеочередное предоставление безвозмездной финансовой помощи в форме субсидии нормами действующего законодательства не предусмотрено и приведет к нарушению прав граждан, поставленных на учет ранее".

    По информации того же министерства, в 2005 и 2006 годах финансирование из  федерального бюджета на жилье участникам и инвалидам боевых действий не поступало. В этом году именные свидетельства о предоставлении безвозмездной финансовой помощи выданы четырем жителям Ершовского района, среди них только один ветеран боевых действий.

    В списках ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на жилищном учете до 1 января 2005 года  в администрации Ершовского района, Надежда Виноградова значится под номером 13.

    Лидер без статуса

    И все-таки, как быть  тяжело больной женщине, которая месяцами находится на лечении в госпиталях, а потом возвращается в крошечную комнату общежития железнодорожников, где она живет на птичьих правах, продлевая каждые семь месяцев договор, так как, не сделав этого, может быть выселена "в добровольном или судебном порядке"?

    Она выживает благодаря работе, которую выполняет на общественных началах. Можно сказать, сама себя назначила неформальным лидером бывших афганцев. Никто в районе не выдавал о них сведений (а может, их и не было). Узнавала имена ребят в маршрутках, по "сарафанному радио". Сегодня Надежда Виноградова возглавляет ею же созданное Ершовское районное отделение Саратовской региональной организации инвалидов войны в Афганистане. У нее 110 подопечных, их проблемами она и живет. Выбивает для них путевки в ведомственный подмосковный пансионат "Русь", скандалит с минздравом области, если ее ребят не кладут в стационар на бесплатное лечение, ищет спонсоров, которые могут хоть чем-то помочь.

    Иногда "афганцев" и похоронить не на что. В селе Старая Краснянка недавно умер Сергей Тихончук, 67-го года рождения. Упал прямо на скотном дворе. Освидетельствования не было, так как председатель не мог найти машину. А родители живут в нищете. Виноградова добилась от военкомата  выделения средств на установку памятника бывшему афганцу, правда, пока привезти в село его не на чем.

    Все лето ждала обещанного ремонта в "доисторической" комнате, выделенной администрацией для отделения  ветеранов и инвалидов войны в Афганистане. Весь архив перевезла к себе в общежитие, там и принимала народ. Часами караулила главу администрации Ершовского района Ивана Типцова в приемной. Тот  на бегу бросал обещания, но столы в выделенной комнате до сих пор покрыты газетами в ожидании ремонта.

    Нехитрый быт в общежитии ей помогли обустроить те, за кого она так печется. Уже устала "прокатывать" свою пенсию в областной центр, чтобы решить проблемы "афганцев". Они тоже отвечают заботой - принесли на временное пользование старенькие телевизор и холодильник. Кровать и допотопный казенный шкаф - вот и весь ее скарб. Украшает интерьер фотография дочери, чью светлую память она хранит, и почетная грамота от губернатора области с благодарностью "за активную общественную деятельность и большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи".

    После публикации в "РГ" прошло почти три месяца. Ее по-прежнему футболят от одного чиновника к другому по классической схеме. Судьба очередного "маленького человека" снова потерялась на фоне масштабных дел, связанных с нацпроектами и инвестициями. Не оттого ли  они обрывают телефон, чтобы дозвониться по "прямой линии" до самого президента, надеясь на последнюю инстанцию?

    Справка "РГ"

    По информации министерства строительства и ЖКХ области, всего в нашем регионе порядка 4100 граждан, принятых на учет нуждающихся до 1 января 2005 года, имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, определенных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ". Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в форме безвозмездной финансовой помощи - субсидии на строительство (приобретение) жилого помещения в сумме 261 900 рублей.

    Поделиться