Социальные магазины Барнаула не афишируют свои услуги для малоимущих

В уголке магазина бабушка напряженно пересчитывает мелочь: хватит ли на хлеб? Привычная картина октября.

Около месяца назад - еще до скачка цен - глава администрации города Барнаула Владимир Колганов распорядился проверить работу социальных магазинов. Поводом для этого послужила информация о том, что в социальных магазинах задирают цены и они выше, чем в обычных. Проверка выявила только один магазин-нарушитель. В нем превысили 20-процентную торговую надбавку на товары из перечня 33 социально значимых товаров и продавали продукты по ценам, превышающим средние по городской розничной торговле. В остальных 69 торговых точках эти два основных пункта городского положения о социальном магазине не нарушали, и претензий к ним проверяющие не предъявили.

Сеть социальных магазинов образовалась в Барнауле в последние два года. Начало положило постановление городской администрации от 25 июля 2005 года "Об утверждении положения об определении статуса социального предприятия розничной торговли". В этом документе в основном прописаны обязанности торговых организаций. И только в двух пунктах говорится о выгодах в связи с обретением нового статуса. А именно о том, что к социальным предприятиям, арендующим муниципальные помещения, при расчете арендной платы может применяться понижающий коэффициент 0,5. Кроме того, о социальных магазинах будет сообщено в средствах массовой информации. К последнему еще вернемся. Что же касается арендных льгот, то, по данным городского комитета по потребительскому рынку и услугам, из всех социальных магазинов только 11 располагаются на муниципальных площадях и могут рассчитывать на льготу. Единственный экономический стимул у тех, кто решается на социальный статус, - магазин закрепляет за собой постоянного покупателя и появляется возможность выиграть на увеличении товарооборота. Но у одних это получается, у других нет.

На территории Железнодорожного района насчитывается самое большое в городе число социальных магазинов - 19. Последний был открыт к юбилею края. По признанию Ирины Воробьевой, совладельца и директора этого магазина, большого желания стать социальным не было. Уговорили в районной администрации. Местные власти тонко учитывают человеческий фактор - гражданскую позицию и совестливость многих предпринимателей. Небольшому магазину в рабочем квартале сложно конкурировать с крупными социальными магазинами по цене на товары, но здесь есть дух социального сочувствия малоимущим. Его создают приветливые продавцы, уголок покупателя с полной информацией о товарах (указано, сколько стоит продукт со скидкой и без нее), координаты служб, куда обратиться за путевкой в социальный магазин, перечень покупателей, на которых распространяются социальные льготы. Именно о таких прилавочных магазинах шаговой доступности тоскуют ветераны, лишившиеся специальных отделов и переведенные в обычные магазины самообслуживания, где к ним нет прежнего внимания. Хотя, с другой стороны, в большом магазине шире выбор товаров.

Больше всего во время скачка цен Ирина Воробьева была озабочена взаимоотношениями с производителями. Кто-то шел навстречу социальному магазину, но большинство не делает никаких уступок. Остается надеяться на помощь районных и городских властей. Если власти после скачка цен убедили часть социальных магазинов увеличить скидку малоимущим с 7 до 10 процентов, то почему нельзя договориться о скидке на 1-2 процента уже для магазинов?

На пленуме городского Совета ветеранов его представители посетовали руководству города, что в средствах массовой информации мало рекламы социальных магазинов. Но, похоже, часть магазинов в ней просто не заинтересована. Реклама - это ведь и ответственность. Как потом объяснить покупателю, почему в социальном магазине цены выше, чем в обычном, расположенном неподалеку? Засветившись перед властями с положительной стороны на начальном этапе, некоторые магазины в дальнейшем понижают свой социальный градус. К примеру, формально соблюдая два основных положения о соцмагазинах, не особо стремятся к понижению цены на продукты за счет хлопотливой работы с поставщиками.

Показателен тот факт, что в социальных магазинах, обслуживающих все категории населения, нет информации для малоимущих покупателей. Из 10 торговых точек в различных районах города, проверенных корреспондентами "РГ", в трех она отсутствовала полностью, а в остальных была убогой. Хотя в том же положении о социальных магазинах записано, что в торговом зале должен находиться информационный стенд с указанием цен на товары, входящие в рекомендуемый ассортиментный перечень. Похоже, социальный статус в этих торговых точках воспринимают как обузу, а отказаться неудобно или боязно. Какой может быть разговор о повышении уровня обслуживания и привлечении дополнительной клиентуры из бедных слоев населения?

Во время скачка цен городской и районные комитеты по потребительскому рынку и услугам не сидели сложа руки - в результате их работы 16 социальных магазинов заявили о том, что увеличивают процентную скидку для малоимущих покупателей. А что остальные? Видимо, не могут или не хотят. Думается, назрела необходимость, с одной стороны, пересмотреть положение о социальных магазинах - сделать его более привлекательным, а с другой, требовательнее подходить к присвоению предприятиям розничной торговли социального статуса.

Нынешний рост цен не первый и не последний, а вот благосостояние пенсионеров в ближайшее время вряд ли вырастет до того уровня, чтобы отказаться от социальных магазинов. А потому они просто обязаны улучшить работу. Человек, нуждающийся в поддержке, должен чувствовать - ему действительно хотят помочь.

Кстати
В Барнауле работают около 70 социальных магазинов, имеющих лицензию сроком на год. Их услугами пользуются владельцы 51 тысячи социальных карт. Льготы распространяются на 14 категорий граждан. Малообеспеченные получают льготу после обращения в комитет по социальной защите населения по месту жительства. Доход гражданина должен быть не более 3245 рублей.