В прошлом репортаже из Рима я писал о политическом фильме Гэвина Худа Rendition - "Специальная разработка", сделавшем явными тайные методы ЦРУ. На откровенно провокативный эффект рассчитана и драма Роберта Редфорда "Львы для ягнят". Она касается военных событий в Иране и Афганистане, уже на своей афише предлагая зрителям ключевые вопросы: "За что ты борешься? Что отстаиваешь? Для чего живешь? Во имя чего умираешь?" Внешне лишенный эмоций, сухо рационалистичный по тону, этот фильм почти целиком состоит из дискуссий - о роли масс-медиа в общественном контроле над государственной политикой, о смысле свободы, о пассивности молодого поколения, которое практически самоустранилось из политической жизни. Действие происходит в течение одного часа, и мы наблюдаем параллельные действия трех групп героев: это два солдата-спецназовца, попавших в засаду в заснеженных горах Афганистана, радиожурналистка Джанин Рот (Мерил Стрип), которая в интервью с влиятельным сенатором Ирвингом (Том Круз) дискутирует о внешней политике США, и университетский профессор из Калифорнии Мэлли (Роберт Редфорд), тщетно пытающийся пробудить гражданские чувства в своих скептичных студентах.
На встрече с журналистами Редфорд говорил, что, по его наблюдениям, молодежь окончательно лишилась иллюзий относительно государственной политики, считает ее аморальной и испытывает к ней отвращение. "Мы в Штатах утратили наши сакральные свободы, лишились экономической стабильности и потеряли уважение всего мира, - сказал Редфорд. - Не знаю, как обстоят дела в других странах, хотя полагаю, что ничуть не лучше. Но будущее принадлежит молодым, и пора им возвысить свой голос". Том Круз подтвердил, что, когда картину показывали в американских колледжах, она вызывала бурные споры - "и это как раз то, чего мы добивались".
Идею об эскейпистских настроениях среди молодежи поддержал известный актер Шон Пенн в своей режиссерской работе Into the Wild - "К дикой природе". В эпоху торжествующих яппи он разглядел зачатки движения новых хиппи, готовых сбежать от опостылевшей сытости в мир, достойный настоящих мужчин, - где опасность, борьба за выживание, подальше от закабаляющих человека вещей. В этом фильме есть что-то от Джека Лондона, а его двадцатидвухлетний герой - в сущности, новый Мартин Иден, идейно не приемлющий прагматизма современной цивилизации. Успешно окончив университет, Крис МакКендлесс, к ужасу благополучных буржуазных родителей, отказался от подаренной ему машины, сжег карманные деньги и отправился налегке в снега пустынной Аляски, взяв себе кличку Супербродяга. Там он нашел брошенный старый "волшебный автобус" без мотора, который и стал его убежищем в этом мире ледяного безмолвия.
Фильм сделан в форме его дневника и представляет собой подробное исследование этого нового для нашего времени человеческого феномена: бегство от общества, омерзение к нему и тяга к свободе абсолютной, идеальной, доступной только птицам, снова овладевает умами. Здесь важна каждая деталь, включая промелькнувшую полку с любимыми книгами Криса: на ней "Смерть Ивана Ильича" Толстого и, разумеется, Джек Лондон. Выразительны встречи героя с такими же добровольными робинзонами, беглецами от цивилизации. Члены этого негласного интернационального клуба тянутся друг к другу, чувствуя душевное родство. Как там у Киплинга: "Мы одной крови - ты и я!" Их любовь к браваде перед лицом природы, их желание слиться с речными струями, снегами, ветрами вызывают оторопь и восхищение окружающих.
Еще более важен выбор исполнителя такой роли. Нужен парень, способный не просто играть, но - пережить судьбу своего героя. Эмиль Хирш оказался идеально точным попаданием. Молодой актер генерирует весь драйв этого немногословного 150-минутного фильма, сообщая ему обаяние и энергию. Он проживает жизнь своего героя в буквальном смысле слова, самоотверженно подвергая себя всем испытаниям, на глазах худея от истощения и превращаясь в живой скелет. Он здесь заслуживает самых высоких слов и имеет все шансы стать кумиром поколений, выразителем молодежного бунта, новым Джеймсом Дином.