30.10.2007 02:56
    Поделиться

    Несмотря на статус памятника, Уральская жемчужина загрязняется все больше

    Статус памятника не сделал озеро Увильды чище
    Принятая областным правительством программа по сохранению уральской жемчужины - так порой называют Увильды - пока не спасает водоем. В глади мутнеющего озера как в зеркале отразились все нерешенные экологические проблемы.

    Баня на плаву

    Это стало ясно после того, как губернатор Петр Сумин выразил недовольство работой министерства по экологической безопасности. Год назад озеро было объявлено памятником природы областного значения. И теперь пришла пора отчитаться о том, что проделано за год.

    - То, что вы рассказываете, расходится с реальностью. А от того, что творится вокруг Увильдов, можно за голову схватиться, - раздраженно заметил губернатор, прослушав на заседании областного правительства доклад заместителя министра Ирины Гладковой.

    Что же происходит на самом деле на берегах Увильдов? Неделю назад в курортном поселке Увильды были запущены новые очистные сооружения. Точнее, провели реконструкцию старых, которые давно не справлялись с объемом загрязненных сточных вод. При проектной мощности 250 тысяч кубометров сооружения перерабатывали до 700 тысяч, теперь - до полутора тысяч.

    - Модернизация очистных сооружений не совсем своевременна, но лучше поздно, чем никогда, - считает Евгений Чибилев, кандидат биологических наук, руководивший комиссией государственной экологической экспертизы при разработке положения об озерах Тургояк и Увильды. - В Увильдах остро не хватает кислорода, особенно на глубине. Озеро уже не может само произвести кислород в достаточном количестве, что характерно для водоемов, загрязненных биогенными веществами. И даже с понижением температуры воды содержание кислорода выше не становится.

    Новые сооружения перерабатывают всего лишь малую долю той грязи, что каждый день стекает в голубые воды уральской жемчужины. Из 73 объектов, расположенных в охранной зоне озера, к канализационным сетям подключены лишь 30. Стоки всего лишь 28 объектов проходят через очистные сооружения. Причем большая часть сооружений с объемами не справляется, и сброс лишних стоков происходит непосредственно в пределах водозаборной площади. Грязные воды пяти поселков и девяти дачных кооперативов текут в озеро безо всякой очистки. Этих данных министерство не скрывает. Правда, в отчете, представленном на заседании правительства, не говорилось о плавучих банях, грязные мыльные стоки которых попадают сразу в озеро. Официального запрета на такие объекты нет - как нет и разрешения. Некоторые бани регистрируютсяЕ в Государственной инспекции по маломерным судам, какЕ плавсредства.

    Вполне возможно, будет частично снят запрет на пользование моторными плавсредствами. Эти радикальные меры были введены на Увильдах и Тургояке. Но оказалось, что запрет особо не соблюдается - воды по-прежнему бороздят катера. А чтобы избежать наказания, некоторые владельцы моторок изготовили фальшивые номера - "двойники" номеров инспекции по маломерным судам.

    Избушка на ледяных ножках

    С мая 2006 года на Увильдах запрещено новое строительство. Но и этот запрет нарушается. В 2007 году было две попытки занять новые земельные участки под будущее строительство, причем власти Карабаша и Аргаяшского района дали на это свои разрешения. Одно постановление было отклонено на этапе подписания документов, другое будет опротестовано в суде. Кстати, дело дошло до суда лишь после того, как чиновник Роснедвижимости попался на взятке за отвод земли в водоохранной зоне (об этом "РГ" рассказала в материале "Бизнесмен из Роснедвижимости" в выпуске от 16 января). Строить пытаются и безо всяких документов. В сентябре природоохранная прокуратура предъявила иск фирме, которая возвела без разрешения два бревенчатых дома в 30 метрах от уреза воды на землях Кузнецкого лесничества Аргаяшского лесхоза. Злополучные избушки были снесены за счет фирмы.

    Ежегодно с берегов озера вывозится три тысячи кубометров бытовых отходов. Минувшим летом несколько раз проводились субботники - волонтеры собрали 250 кубометров мусора, оставшегося после пикников. Вообще же площадка для сбора отходов есть только в поселке Красный Камень. Две с половиной тысячи кубометров отходов разбросаны по окрестным лесам, в том числе и в тех местах, что попадают под весеннее затопление.

    Еще одной проблемой стали рыбаки. На озере запрещена промысловая добыча рыбы, но спортивная и любительская ловля разрешена. Зимой на льду появляются фанерные домики - ветрозащитные установки для рыбаков. В этих хибарках любители посидеть у лунки спасаются не только от ветра, но и от рыбинспекторов. Пока инспектор приблизится, можно спрятать запрещенные снасти, оставив лишь одну удочку. Там же, в домике, рыбаки курят, пьют, закусывают, жгут костры. Сотрудники областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории" пытались заставить рыбаков убрать постройки, но найти строителей трудно - никто не желает признавать себя хозяином установки. Да и убрать такую хибару непросто, она прочно вмерзает в лед. Весной несколько десятков домиков вместе с накопившимся мусором уходят на дно, также загрязняя воду.

    - Думаю, настала пора запретить эти домики, - сообщила Ирина Гладкова губернатору.

    Но такие установки были запрещены еще в 1989 году постановлением правительства РСФСР о водоохранных зонах. Тогда же были приняты и областные правила спортивного и любительского рыболовства, запретившие возведение на льду времянок. По сути, этих правил никто не отменял, но большинство советских норм уже давно перестали действовать. А значит, пора установить новые.

    Это была не единственная мера, предложенная министерством по экологической безопасности для улучшения качества воды Увильдов. Чиновники также считают, что надо восстановить очистные сооружения в Красном Камне и упорядочить документы дачно садовых кооперативов, организовать учет твердых бытовых отходов.

    - А сроки? - спросил губернатор. - Я не могу принять ваши предложения. Забирайте отчет, перерабатывайте, конкретизируйте. И сроки должны быть для нынешнего года, не надо затягивать.

    Через месяц на заседании областного правительства будет вновь рассмотрен вопрос об Увильдах. Но мнения чиновников и экологов разнятся.

    - Корень многих современных проблем Увильдов, конечно, не в плохой работе природоохранных ведомств, - говорит Евгений Чибилев. - На озере до сих пор сказываются последствия решений, принятых в маловодные 1970 е годы. Тогда, спасая Челябинск от дефицита воды, переброской понизили его уровень на 3,8 метра. Водоем со временем компенсировал потери (при этом в воду попали успевшие вырасти деревья и, чего скрывать, постройки). Но о качественных показателях, о соотношении природной и антропогенной составляющих мы не знаем, поскольку сейчас оценка качества воды осуществляется по предельно допустимой концентрации, установленной для рыбохозяйственного использования водных объектов. Использование этого метода не отражает состояния водной экосистемы, а лишь определяет потребительское качество воды. Точно так же невозможно прогнозировать продолжительность жизни человека, взяв у него анализ на содержание сахара в крови. Поэтому по водоемам, являющимся памятниками природы, необходима более значимая информация, другие критерии оценки качества воды, на что уже не один год указывают ведущие специалисты.

    Справка "РГ"

    Озеро Увильды - памятник природы регионального значения. Его особый статус был закреплен решением исполкома Челябинского областного совета народных депутатов 21 января 1969 года. Положение о памятнике природы озере Увильды принято постановлением правительства области 18 мая 2006 года. Увильды площадью 7775,25 гектара - самый крупный естественный водоем на Урале. Объем воды - 1014 миллионов кубических метров. В лучшие для озера годы прозрачность Увильдов достигала 20 метров.

    Поделиться