После реконструкции дорог в Омске появится автобусный маршрут, предназначенный для инвалидов. Он свяжет Московку с Советским округом. Вот только смогут ли в полной мере им воспользоваться те, кому он предназначен, - большой вопрос.
Общественные организации, объединяющие горожан с ограниченными возможностями, уже много лет твердят властям о необходимости специального транспорта. Нынешнее расширение главных магистралей - это очередная возможность предусмотреть все дорожные нюансы, чтобы пользоваться автобусами инвалидам было комфортно.
Пока же об удобстве и доступности городских улиц для этих людей говорить не приходится. Тридцатилетняя Тамара Пичулина после аварии лишилась возможности ходить. За те десять лет, что она прикована к инвалидному креслу, Тамара по пальцам может пересчитать, сколько раз была на улице. И каждый раз для женщины и ее родных - это был настоящий стресс.
Пичулина - далеко не единственная, для кого обыденное посещение клиники сравнимо с кошмарным сном. В Прииртышье проживает более ста тысяч инвалидов. Примерно каждый десятый передвигается благодаря инвалидному креслу. Однако на улице их встретишь крайне редко. В любой цивилизованной стране мира люди с ограниченными возможностями наравне со здоровыми пользуются общественным транспортом, ходят в магазины, театры, галереи, путешествуют. Омские инвалиды чувствуют себя уверенно и защищено лишь дома, да и то, если близкие предусмотрительно расширили дверные проемы между комнатами.
- Сразу за порогом квартиры у нас возникают непреодолимые препятствия, - рассказывает председатель омской региональной организации инвалидов "Лювена" Николай Морохов. - Узкий лифт, в который не входит коляска. Ступени, которые не преодолеть без посторонней помощи. Лишь в некоторых домах Советского округа парадные по инициативе одного из депутатов оборудованы откидными пандусами на шарнирах.
Если инвалиду все-таки повезло, и он выбрался на улицу, то и здесь его ждут преграды. Преодолеть те же бордюрные камни не то, что людям с ограниченными возможностями, пенсионерам или женщинам с детскими колясками не по силам.
Система общественного транспорта - отдельная история. Мало кто из водителей имеет привычку подъезжать вплотную к посадочной площадке на остановке. Между тем нижняя подножка автобусов и троллейбусов расположена настолько высоко, что людям на протезах или на костылях взобраться в салон нереально. Лишь четыре городских автобуса оборудованы подъемниками для перевозки колясочников, но и те работают в режиме обычных автобусов.
- Если бы специальный транспорт ходил строго по графику и водители проявляли внимание к инвалидам, он, конечно, был бы востребован теми, для кого предназначен, - считает Николай Морохов. - Решением проблемы передвижения могло бы быть социальное такси. Но воспользоваться им можно лишь раз в неделю и то, если цель поездки - аптека, поликлиника или ЖЭК. Маршруты в гости, на рынок, или кладбище для инвалидов закрыты.
Людей с ограниченными возможностями сегодня не встретишь и в торговых комплексах и супермаркетах. Даже современные здания не отвечают требованиям универсального дизайна. Пандусами, если и имеются, то лишены бортиков и перил. В том же "Каскаде" рядом с пандусом - колонна, преграждающая путь колясочнику в торговый зал.
Омичам с ограниченными возможностями остаются недоступными театры, музеи, кино и вокзалы. И даже больницы и поликлиники. Из нескольких десятков медучреждений пандусом на входе оборудованы только пять. Внутри практически ни одно из них не приспособлено для человека на коляске.
Единственным местом в городе, посещать которое инвалиды могут без посторонней помощи, является недавно реконструированный Успенский собор.
Прямая речь
Михаил Кузнецов, председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов:
- Сегодня Россия стоит на пороге принятия Конвенция о правах инвалидов. Страны, ее ратифицировавшие, обязаны принять меры для предоставления людям с ограниченным потенциалом доступа к транспорту и социальным учреждениям наравне с другими членами общества. Без этого инвалиды лишены возможности вести самостоятельный образ жизни. А это в свою очередь мешает им чувствовать себя полноценными членами общества.
К сожалению, там, где нарушаются элементарные строительные нормы, о независимости можно только мечтать. Сегодня городу необходима служба, специалисты которой контролировали бы соблюдение требований универсального дизайна строителями, начиная с этапа проектирования будущего здания и заканчивая его сдачей в эксплуатацию.
Справка "РГ"
Административные здания города, включая мэрию и областное правительство, также не приспособлены для посещения инвалидов. Исключение - министерство труда и социального развития. Правда, для личного приема с этой категорией омичей министру приходится спускаться на первый этаж: лифт и лестничные клетки для передвижения на инвалидной коляске не предназначены.