08.11.2007 04:08
    Поделиться

    В Орле продолжаются "страсти" по игорным заведениям

    Только в Верховном суде орловский облсовет народных депутатов сумел доказать законность установленного им запрета на деятельность игорных заведений на территории региона.

    Поставили и проиграли

    Предметом спора в многочисленных судебных заседаниях стал региональный закон "О запрете азартных игр", принятый на заседании облсовета минувшим летом.

    На момент принятия закона о запрете азартных игр на территории Орловской области действовали около 1200 игровых автоматов и два игровых стола. В среднем в виде налоговых поступлений от их деятельности областной бюджет пополнялся примерно на 120-130 миллионов рублей в год. При этом количество налогоплательщиков постоянно уточнялось, так как не все владельцы игорных заведений представляли истинные данные своей бухгалтерии.

    Первыми в регионе вызов "одноруким бандитам" бросили депутаты Урицкого райсовета. Формальным поводом для этого послужили многочисленные жалобы местных жителей, которым не нравилось то, что их родственники и друзья проматывают в игорных заведениях крупные суммы. Тем более что, порой игра принимала трагический оборот. В памяти местных жителей еще свежи события начала века, когда в райцентре Нарышкино при весьма странных обстоятельствах погиб подросток. Его обнаружили повешенным в пригородной лесополосе. И хотя официальной версией смерти стало самоубийство, по поселку до сих пор ходят слухи о том, что причина была иной. Некоторые утверждают, что за пару часов до своей гибели подросток выиграл крупную сумму денег на игровом автомате. Но при себе ее у него не нашли.

    Как бы то ни было, но урицкие депутаты в конце 2006 года вынесли постановление, согласно которому в Нарышкино должны были закрыться три игорных заведения. Однако их радость была недолгой. Очень скоро выяснилось, что полномочий, позволивших бы закрыть на законном основании законно действующие салоны, у депутатов районного уровня не было. В итоге прокуратура оспорила постановление райсовета, и оно было отменено. А через полгода на свет появился региональный закон.

    Его противники сразу отметили относительную скоропалительность данного решения. Закон был принят сразу в двух чтениях 29 июня, а уже 1 июля он вступил в силу. Тем самым владельцы игорных заведений и их работники оказались в непростой ситуации. Согласно трудовому законодательству, при ликвидации предприятия работодатель обязан уведомить своих работников о предстоящем увольнении не позднее, чем за два месяца. В данном случае работодатели попросту оказались лишены такой возможности, поскольку до последнего момента было неясно, будет принят закон о запрете азартных игр или нет. Как итог - массовые увольнения работников закрывшихся игорных заведений. В суд же за восстановлением своих нарушенных прав обратились единицы.

    Протест не прошел

    А вот работодатели в суд пойти не постеснялись. По словам председателя облсовета Ивана Мосякина, после принятия регионального закона представители игорного бизнеса подали несколько судебных исков к облсовету. Они пытались обжаловать решение депутатов сначала в областном суде, а затем - и в Верховном. В частности, один из истцов указал на то, что, по его мнению, закон нарушает права граждан, так как в нем отсутствует механизм его реализации. Например, там нет ни слова о том, как именно, на каких условиях должны закрываться игорные заведения и как при этом будут обеспечены права оказавшихся без работы сотрудников этих организаций.

    Действительно, изначально в законе было всего две статьи. Одна из них гласила о полном запрете на территории региона азартных игр, а вторая определяла срок его вступления в силу. Никаких дополнительных разъяснений, в частности, о том, какой именно орган или служба и каким образом должен проводить проверки и контролировать процесс закрытия игорных залов и салонов, в нем не было. Поэтому милицейские рейды с проверками были приняты в игорных заведениях в штыки.

    Другой истец опротестовал срок вступления закона в силу, пытаясь доказать, что региональные законодатели были обязаны "отодвинуть" его если не на два месяца, то, как минимум, на десять дней. Кроме того, владельцы игорных заведений посчитали, что решение было принято депутатами "закулисно" и было бы куда справедливее прежде вынести его на публичное обсуждение жителей области. Заведения, работавшие под эгидой столичных фирм, и вовсе сразу заявили о своем намерении проигнорировать местный закон, мотивируя это тем, что они зарегистрированы в другом регионе и действие местных нормативных актов на них не распространяется.

    К августу ситуация запуталась окончательно. Пока шел судебный процесс, на закрытие игорных заведений были брошены силы различных подразделений УВД. Милиционеры проводили еженедельные рейды, опечатывали игровые автоматы и двери салонов, выставляли вооруженную охрану, демонстрируя серьезность своих намерений. Игорный бизнес в долгу не остался и попросту ушел в тень. Многие заведения буквально перешли на ночной образ жизни, открываясь после восьми, а то и после десяти часов вечера. Зачастую в подобные полуподпольные салоны впускались только постоянные, проверенные клиенты. До сих пор на территории региона выявляются действующие игорные заведения, деятельность которых официально была прекращена.

    В середине августа областной суд, наконец, вынес решение. Результат мало кого удивил. Орловские судьи не нашли в действиях местных законодателей никаких нарушений. Напротив, они признали, что депутаты облсовета действовали, опираясь на нормы Конституции и решение президента об ограничении игорного бизнеса на территории страны. Естественно, адвокаты проигравшей стороны не преминули обжаловать судебное решение в вышестоящей инстанции.
    Потребовалось еще два с половиной месяца на то, чтобы затянувшийся процесс подошел к своему логическому завершению. Верховный суд оставил решение областного в силе, не найдя повода для его отмены или возвращения на новое рассмотрение. По мнению Ивана Мосякина, решение Верховного суда окончательно поставило точку в споре: быть на территории области игровому бизнесу или нет.

    P.S.
    По-прежнему нет однозначного ответа на вопрос о том, кто займется реализацией закона. Судя по всему, данная функция вновь ляжет на милицию, у которой с посыла все тех же депутатов облсовета появился механизм финансового воздействия на строптивых владельцев игорных заведений. Не так давно народные избранники внесли изменения в региональный закон об административных правонарушениях. Согласно им были установлены значительные суммы штрафов за отказ выполнить решение по запрету азартных игр. В частности, должностным лицам в подобном случае придется раскошелиться на сумму от десяти до пятидесяти тысяч рублей; юридическим - от пятидесяти тысяч до миллиона. Более того, депутаты облсовета предлагают ввести уголовную ответственность для тех, кто нарушит запрет на организацию игорного бизнеса. С соответствующей законодательной инициативой они уже обратились к коллегам из Госдумы.


    между тем

    По словам председателя комитета по бюджетной политике орловского облсовета Михаила Межнева, потери регионального бюджета по налогу на игорный бизнес во втором полугодии текущего года составят порядка 83-87 миллионов рублей.

    Поделиться