Новости

09.11.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Нефтяной разлив

Как защитить Стабфонд от падающего доллара
Международные резервы России, в которые входят и средства Стабфонда, за неделю, с 26 октября по 2 ноября, увеличились на 6,6 миллиарда долларов - до нового рекорда в 447,9 миллиарда долларов. Однако рост их реальной стоимости замедлился из-за резкого снижения курса доллара.

Поступления в страну от экспорта нефти в виде нефтедолларов регулярно увеличиваются, но государственная казна от этого не пополняется. Все доходы от нефти свыше цены отсечения в 27 долларов за баррель сегодня уходят в "копилку" - государственный Стабфонд, откуда они вкладываются ЦБ в различные иностранные активы, в том числе 40 процентов - в долларовые инструменты. А так как доллар только за последние месяцы потерял более 7 процентов своей стоимости, то выгода от такого сбережения денег на "черный день" становится весьма сомнительной.

К тому же в российской экономике эти деньги не работают. Однако сейчас минфин завершает рассмотрение предложения Центробанка о конвертации средств Стабфонда на открытом рынке, заявил заместитель председателя правительства - министр финансов Алексей Кудрин. По словам министра, в настоящее время, когда средства поступают в виде доходов от налогов в федеральный бюджет, они затем переводятся на валютные депозиты ЦБ и оказываются вне общего валютного рынка. Банк России предлагает осуществить эту операцию на открытом рынке, и в целом, по мнению министра, это "повысит прозрачность рынка". И, конечно же, прибавит ему ликвидности. Но это лишь маленькая толика возможной пользы от таких огромных денежных средств, которые имеет страна.

Между тем эксперты предлагают и другие варианты использования средств Стабфонда, например, для развития автомобильной инфраструктуры страны. По информации спикера Госдумы Бориса Грызлова, дефицит автотранспортной инфраструктуры в России приводит к потере порядка 1 триллиона рублей ВВП в год. Дефицит одних только автотрасс, по различным оценкам, обходится отечественной экономике в колоссальные суммы - от 3 до 6 процентов ВВП ежегодно. И эту ситуацию вполне можно было бы исправить, пустив часть средств Стабфона на строительство автодорог. Если бы не борьба за показатель инфляции.

Компетентно

Текст: Алексей Ведев (директор Центра стратегических исследований Банка Москвы)
Многие эксперты считают, что падение курса доллара к основным европейским и азиатским валютам является дополнительным фактором, стимулирующим рост цен на нефть. Таким образом, удорожание нефти на мировом рынке приводит к двойному эффекту для России.

Формально мы становимся богаче за счет поступления нефтедолларов в страну, но вместе с тем и теряем на снижении их стоимости. В результате, я думаю, мы все же больше проигрываем от роста нефтяных цен. Потому что поставки нефти на зарубежные рынки не такие большие, а 40 процентов Стабфонда и еще порядка 50 процентов валютных резервов, которые вкладываются в долларовые инструменты - всего около 250 миллиардов долларов, теряют от курсовой уценки довольно значительную сумму. Дополнительный эффект состоит в том, что большая часть расчетов экспорта у нас идет в долларах, а импорт оплачивается в основном в евро. Есть и еще одна деталь: хотя Стабфонд тоже является финансовым ресурсом России, но пока он не работает в российской экономике.

В качестве выхода из создавшейся ситуации было бы разумно поднять цену отсечения прибыли от экспорта нефти в Стабфонд с нынешних 27 долларов за баррель. Дополнительные деньги можно направить в экономику, к примеру, через созданные институты развития. Другой причиной для этого может послужить и нынешний кризис ликвидности в финансовой сфере страны. Конечно, Центробанк помогает банкам справиться с сиюминутными проблемами ликвидности за счет рефинансирования, но это вовсе не долгосрочные деньги на развитие. Эксперты считают, что сейчас планку отсечения нефтедолларов в Стабфонд свободно можно было бы поднять до 35-37 долларов за баррель. Конечно, вложение этих денег в экономику страны, в том числе и в автоинфраструктурные проекты, может спровоцировать рост инфляции, но сейчас всем понятно, что борьбу за снижение ее показателя мы уже проиграли. К тому же классическим примером во всех учебниках экономики описывается ситуация в США, когда для выхода из кризиса 1929 года правительство расширило бюджетные расходы на инфраструктурные проекты, в том числе и на строительство автодорог. И до сих пор американские дороги считаются самыми лучшими в мире.

Экономика Макроэкономика Экономика Финансы Валютный рынок Госфонды и контрольные органы Центральный банк Стабилизационные фонды Курсы валют