После драки
До последнего времени этот рынок практически ничем и никем не регулировался. В городе работали два вида маршруток. Одни принадлежали частным предпринимателям, другие - муниципальному автопредприятию МУ ПАТП 1. В городе не раз отмечались случаи, когда водители маршруток-"частников" и "муниципалов" прямо на улице выясняли между собой отношения при помощи кулаков. Не редкость для орловских улиц - "гонки", которые устраивают "маршрутчики" в борьбе за пассажира. Подобный стрит-рэйсинг не раз приводил к ДТП. Совсем недавно городские власти вскрыли и вовсе вопиющий факт. В ходе рейда, инициированного, кстати, недовольными пассажирами, выяснилось, что некоторые водители муниципальных автобусов "отстаиваются" в укромных местах в то время, как "частники" снимают сливки с их маршрута. Существует подозрение, что делалось это сознательно и небескорыстно.
Городские власти давно обещали разобраться с подобными случаями. Год назад в Орле стартовала транспортная реформа, в действенность которой не верили даже перевозчики, не говоря уже о горожанах. Но "час Х" все-таки пробил.
Трасса по конкурсу
Еще в октябре был проведен первый в истории Орла открытый конкурс на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок. На него были выставлены специальные лоты, которые состояли из схемы маршрута, графика движения, а также содержали ряд весьма жестких условий, которые мэрия предъявила потенциальному победителю. На то, чтобы их составить и утвердить, городским властям потребовался почти год.
- Специально созданная комиссия, - рассказал председатель городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту Владислав Абрамов, - проверила техническое состояние более пятисот автомобилей, наличие в них аптечек и огнетушителей. Мы также обследовали дорожное покрытие по всем маршрутам, оценили состояние остановок и подъездов к ним. Все это впоследствии было учтено при проведении конкурса.
Не все перевозчики отнеслись к конкурсу серьезно. В частности, более тридцати автомобилей не были аттестованы из-за плохого технического состояния. В итоге к перевозкам было допущено 468 машин. Победителями были признаны пять перевозчиков: две ассоциации, объединившие в своих рядах десятки "мелких" и "средних" извозчиков, и три индивидуальных предпринимателя.
- Введение новой схемы движения маршруток не повлечет за собой повышения тарифов, - уверяет Владислав Абрамов. - Более того, мы намерены закупить современные автобусы, которые будут пущены через центр города с интервалом движения в семь минут. Поэтому из-за возросшей конкуренции с ними, "маршруточные" тарифы вполне могут снизиться до тарифов общественного транспорта, то есть уменьшатся с восьми рублей до шести.
По условиям конкурса, каждый перевозчик обязан заключить с мэрией договор и оформить специальный паспорт. В нем содержатся все необходимые документы, регламентирующие порядок перевозок. Например, в паспорте особо прописан вопрос о культуре обслуживания.
Скажем, со стен и панелей маршруток должны исчезнуть наклейки с надписями, порой, оскорбляющими пассажира. Такими, например, как "Не хлопай дверью и ушами!" или "Не нравится? Езжай в такси!". Кроме того, отныне водителям строго-настрого запрещено курить в кабине во время движения. Кстати, нарушителей штрафовать за это не будут. Власти обещают в таких случаях немедленно расторгать договор, снимать машину с маршрута, а имя проштрафившегося водителя вносить в "черный список". Так что выкуренная не в том месте и не в то время сигарета может "убить" не только лошадь, но и бизнес извозчика.
Взгляд из космоса
Власти стремились решить еще две задачи. Необходимо было разгрузить центр города, в котором из-за избытка транспорта "пробки" стали обычным явлением. Самым "узким" и проблемным местом считается Красный мост, расположенный на центральном "хребте" города - на трассе, ведущей из Москвы. Также назрела необходимость пустить новые маршруты на окраины, откуда людям трудно добираться до центра. Решение было найдено. Часть маршрутов, пролегавших через Красный мост, отныне пущены по другим мостам, благо в Орле их много. Кроме того, из центра убраны "Газели", а вместо них пущены более вместительные машины.
В качестве второй задачи мэрия определила установку строгого контроля за ситуацией на улицах. Для этого еще год назад в порядке эксперимента на нескольких автобусах МУ ПАТП 1 было установлено специальное спутниковое навигационное оборудование. Первыми в эксперимент вступили два новеньких, только что приобретенных городскими властями автобуса. Помимо "космических маячков" в них были установлены видеокамеры внутреннего и внешнего наблюдения. После установки "космического ока", выручка в подконтрольных автобусах выросла на тридцать процентов. Теперь этот опыт решено распространять.
"Маячки" помогут решить и еще одну проблему. Маршрутки нередко останавливаются с нарушением правил дорожного движения, например, не доезжая до остановки или до бордюра. "Маячок" способен точно указать, на каком расстоянии от остановки притормозил водитель. Данные о нарушении будут документироваться, поэтому нарушителю вряд ли удастся уйти от заслуженного наказания.
Василий Еремин,
первый заместитель главы администрации города Орла:
- Мы создаем систему, удобную для пассажира, чтобы он мог придти на благоустроенную остановку в любое время и свободно уехать на любом виде транспорта. Даже мелкие частные перевозчики имели возможность участвовать в конкурсе. Условие было одно: выполнение требований, установленных администрацией города. Поэтому работать на этом рынке смогут все те, кто хочет и готов к этому.
Игорь Бортников,
руководитель общественной региональной Ассоциации пассажирских перевозчиков "Альтернатива":
- В среде владельцев маршруток существует такое понятие, как "хороший", то есть экономически выгодный маршрут. Это обстоятельство учитывалось во время участия в конкурсе. Выиграть в нем удалось более 200 машинам, принадлежащим членам нашей ассоциации. Нам достались все социальные маршруты. По ним пустим 3-4-летние машины, а новые пустим в центр. Это не случайно. Большинство владельцев берут машины в кредит. В центре можно собрать больше выручки, что позволит быстрее расплатиться с кредитом. Те, кто уже это сделал, будут работать на социальных маршрутах, где выручка меньше. На качестве обслуживания это никак не отразится.
Кстати
Городской маршрутный транспорт получил строгую схему движения, график работы и номера от 1 до 99. Для удобства пассажиров в первое время на всех маршрутках рядом с новыми номерами будут установлены трафареты прежних номеров. В целом, количество городских маршрутов сократится с 69 до 60, а количество маршруток с 569 до 468. Только 22 маршрута пройдут по центру города. Однако пассажиропоток останется прежним, так как вместо маломестных "Газелей" по центру пойдут более вместительные автобусы.