15.11.2007 04:41
    Поделиться

    Почему турист так и не стал главной фигурой в Сочи

    При подведении основных итогов высокого сезона в Сочи выявили немало проблем, которые мешают "летней столице" занять подобающее место среди мировых туристско-оздоровительных центров.

    Реклама без адреса

    Для начала социологи раздали руководителям здравниц анкеты, где нужно было указать в порядке убывания главные направления, на которые в ближайшей перспективе стоит обратить внимание. Больше всего очков набрал раздел "реклама курорта". К ней у директоров санаториев, пансионатов, турбаз и гостиниц, как выяснилось, больше всего претензий. По их мнению, слишком уж "пропаганда" получается абстрактная и безадресная, ничего не говорится о лечебных факторах и ресурсах курорта, достоинствах заведений. Словом, "приезжайте в Сочи", и все на этом.

    На подобные претензии глава города Виктор Колодяжный предложил самому директорскому корпусу в будущем году создать оргкомитет, который и будет определять, как, кому и что заказывать в плане производства рекламной продукции.

    К слову, ни одного из нынешних "производителей" в зале мэрии Сочи почему-то не оказалось. И упреки тоже не нашли адреса.

    Еще выяснилось, что "пропагандировать лето" - дело не такое уж сложное, а вот раскручивать курорт в период межсезонья - совсем другая песня. Большинство черноморских санаториев именно в это время испытывают трудности с заполняемостью. Тут бы рекламщикам и подсуетиться...

    Ваш постоянный клиент

    Когда дали слово руководителям тех здравниц, которые круглый год не знают отбоя от клиентов, выяснилось, что высокая цена - это не всегда проблема. Есть в Сочи и "пятизвездочники", и "четырехзвездочники", где отдохнуть не каждому по карману. Однако - едут. А кто-то из них так выстраивает ценовую политику, что перекупщики путевок, чья работа больше смахивает на спекуляцию, не могут нажиться при всем желании.

    - Мы провели сертификацию номеров по звездности - от трех до пяти, повышенное внимание уделяем развитию лечебной базы, для чего привлекли ученых их Кубанского медицинского университета, - открывал секреты успеха руководитель одного из сочинских санаториев Анатолий Быков. - У нас теперь есть такие медицинские услуги, которых вы нигде в крае не найдете. Путевки продаем только по нами установленной цене, не даем посредникам ее завышать.

    В санаториях повышенной комфортности, где останавливаются и лидеры зарубежных государств, тоже особых проблем нет. Не за счет спонсорской помощи богатых ведомств-владельцев, которые вложились один раз - на строительство и оборудование. И даже не за счет состоятельных зарубежных гостей. Просто там есть постоянная клиентура, которая сложилась за последние четыре-пять лет. Людям однажды понравились сервис и услуги, и теперь они приезжают каждый год. "Номера бронируют практически одни и те же лица", - говорят руководители "счастливых" здравниц.

    Впрочем, как дали понять городские власти, постоянных клиентов следует искать не только среди богатых граждан. "Менее звездные" здравницы за счет достойного, но доступного сервиса и медицинского обслуживания должны привлекать как средние, так и малообеспеченные слои населения.

    - Лечиться на курортах не только богатые имеют право, это на всех должно распространяться, - напомнил Виктор Колодяжный.

    Обеспечить поток

    Такого права никто не отрицал, однако выступающие стали жаловаться на непомерную стоимость авиабилетов: нельзя ли как-то договориться в перевозчиками? Оказалось - можно, но при одном условии.

    - Авиакомпании готовы пойти на большие скидки, но для этого нужно обеспечить загрузку рейсов не менее 50 процентов, - пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. - Кто это может сделать? С одной стороны - туроператоры. С другой - те, кто предоставляет средства размещения, то есть вы. Если обеспечите поток, то и с доставкой отдыхающих по доступным ценам проблем не будет.

    По словам Барзыкина, "летняя столица" сегодня имеет исключительную поддержку и статус, и этими обстоятельствами надо умело пользоваться.

    Один из главных выводов совещания, против которого никто явно не возразил, был не слишком оптимистичным: гость столицы курортов до сих пор не стал главной фигурой для принимающей стороны. Пока такой расклад не изменится, нечего и говорить о круглогодичной загруженности здравниц, чего так настойчиво требуют в последние годы власти всех уровней.

    Комментарий

    Михаил Миленин, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам развития санаторно-курортного комплекса и туризма:

    - Чтобы наши курорты стали привлекательными, надо прежде всего, чтобы они стали экологически чистыми. При этом я имею в виду не только природную экологию, но и духовную, нравственную, эмоциональную. Надо покончить с неряшливой назойливой торговлей, ревом ночных развлекательно-ресторанных "шалманов", мусором, плохим сервисом. Не секрет, что, выходя за пределы санатория или пансионата, наши отдыхающие попадают в очень некомфортную обстановку. А устранить ее можно. Причем не понеся больших материальных затрат, была бы воля.

    Что касается города-курорта Сочи, который должен быть эталоном в отрасли, я пока с сожалением вижу, что город здесь одерживает победу над курортом. Тенденции прошедшего "высокого сезона" показали, что идет процесс ухудшения экономического положения предприятий санаторно-курортной отрасли. Цены на все: энергоносители, коммунальные услуги, продовольствие - резко взлетели в последнее время, а цены на путевки растут куда медленнее, чем их себестоимость. Здравницы попали в сложное положение: не хватает финансовых ресурсов для развития, ремонта, повышения квалификации персонала, приема на работу профессионалов. Это приводит к понижению конкурентоспособности наших санаториев и пансионатов.

    Есть еще одна негативная тенденция: из-за роста цен здравницам становится невыгодно обслуживать клиентов по линии медицинского социального страхования. "Стоимость дня" никак не покрывает реальных расходов.

    В крае разработаны хорошие законы в транспортной отрасли, но на практике применяют их далеко не везде. В Сочи проблема передвижения по городу особенно актуальна. Как ее решать? Путь один: закупать побольше автобусов. И с таксистами надо работать, ведь они уже начиная с аэропорта всю картину портят, требуя с туристов неимоверную плату.

    Это же касается всей сферы обслуживания: стоимость путевок в Сочи примерно такая же, как в Анапе и Геленджике, но отдых с "выходом в город" в итоге обходится куда дороже.

    Поделиться