21.11.2007 04:55
    Поделиться

    Приморье: Мост на остров Русский - каким он будет

    Власти довольны, а жители острова Русский боятся перспективы появления постоянного автомобильного сообщения с материком

    Во Владивостоке состоялись общественные слушания по строительству моста на остров Русский, где планируется построить объекты для работы и проживания делегаций из 22 стран на саммите АТЭС в 2012 году.

    Во время прямой линии с президентом России жительница острова Русского пожаловалась на оторванность от "большой земли". "Мы зависим от парома, а паром - от погодных условий", - сказала она. И вот решение транспортной проблемы островитян обозначилось реально.

     Мост особого значения

    Мостовому переходу быть - прозвучало без сомнений. Потому что мост на остров - один из важнейших объектов, запланированных к предстоящему саммиту АТЭС 2012 года. Без него немыслимо строительство новой транспортной системы Владивостока, в которую войдут и мост через бухту Золотой Рог, и новая магистраль, связывающая аэропорт с местом проведения международного форума. О строительстве объектов для саммита во Владивостоке говорят каждый день - с экранов телевизоров, со страниц газет. В одной из телепрограмм ежедневно, как вести с фронта, подаются рекламные тексты с красивыми картинками грандиозных объектов, призванных сделать работу и отдых делегаций форума как можно плодотворнее и комфортнее. Весь этот информационный фон довольно сильно раздражает тех, кого напрямую касается "стройка века". В первую очередь жителей островной и материковой частей краевого центра. Поэтому зал кинотеатра "Нептун", в котором уже традиционно проходят общественные слушания, был полон.

    Основным докладчиком стал Олег Шишков - генеральный директор омского НПО "Мостовик" - организации, победившей в тендере из двух участников на право проектирования судьбоносного моста.

    Генеральный проектировщик разработал и представил два варианта мостового перехода на остров - висячий и вантовый. Независимо от того, какой из них будет принят экспертной комиссией, данный мост, как говорят проектировщики из Омска, войдет в рейтинг самых больших мостов мира по длине перекрываемого пролета. Протяженность мостового перехода составит три километра, длина основного пролета висячего моста - 1200 метров, вантового - 1104 метра, высота пилонов до 250 метров, высота низа пролетных строений над зеркалом воды - 70 метров. Ширина моста - 25 метров, будет четыре полосы движения, также предполагаются две пешеходные дорожки по полтора метра шириной и рассматривается возможность устройства велодорожки. Строение должно выдержать скорость ветра до 70 метров в секунду, сейсмическую активность до семи баллов по шкале Рихтера, противостоять морским течениям, штормам и ледоставу.

    Для особой устойчивости проектировщики решили соорудить в точках опор два островка из скального грунта и производить бурение через них для сокращения стоимости и сроков строительства, кроме того, они еще и защищают пилоны от навала крупнотоннажного судна или льда. Предполагается и архитектурный изыск - расположение на пилонах символа Андреевского флага, который подчеркивает, что Владивосток - это военный, морской и политический форпост России. Также по проекту будет создана лаборатория, постоянно следящая за безопасностью объекта, предусмотрены и антитеррористические меры. Мост подсвечивается, будет виден издалека и выглядеть, по словам Олега Шишова, как живой.

    Сохранение объектов историко-культурного наследия края прозвучало на слушаниях отдельной темой, что прибавило плюсов к оценке работы проектировщиков. По их словам, старые фортификационные сооружения не пострадают. При определении створа моста и трассы были собраны все сведения об имеющихся исторических памятниках, на месте их обследовали и нанесли на карты. Непосредственно в зону строительства попадает одна из самых уникальных частей Владивостокской крепости - южный рубеж обороны, который возводили накануне русско­японской войны 1904-1905 годов. С учетом местоположения батарей определяли трассы и условия строительства. Проектировщики гарантируют сохранность памятников федерального значения и объектов исторической застройки на период строительства. Далее - дело за властями: вдохнуть новую жизнь в эти места, использовать как заповедные территории, экскурсионные зоны с организацией маршрутов, мест парковок, пешеходных переходов к этим площадкам. Оценка воздействия строительства на окружающую среду, по словам экспертов, тревоги не вызывает.

    Немного о сроках

    Сметная стоимость моста - ориентировочно 17-18 миллиардов рублей. Пока. Проезд по мосту планируется бесплатный, тоже пока. Но, как сказал заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства администрации края Сергей Филь, посчитано, что даже если будет минимальный размер платы, то срок его окупаемости приблизительно 1012 лет. Разумеется, речь идет не о доходах за проезд, а о выгодах, получаемых с введением новой магистрали и освоением острова. Подготовительные работы будут начаты в апреле следующего года. С сентября будут осваиваться основные объемы, связанные со строительством. В третьем квартале 2011 года мост должен быть построен. Он будет возводиться одновременно с двух площадок - полуострова Назимова, рядом с угольными складами, и с острова - у поселка Поспелова. Строительство не осложняют условия городской застройки, поэтому в сроки должны уложиться.

    Кто же построит это великолепие? Ответ на этот вопрос несколько снизил оптимистический накал слушаний. Как оказалось, в крае нет генподрядных организаций, имеющих опыт такого грандиозного строительства. Не будет и обещанных населению более 400 новых рабочих мест.

    - Давайте не обманывать друг друга, не нужно эксплуатировать тезис о якобы новых рабочих местах, - призвал администраторов член-корреспондент РААСН Валентин Аникеев.

    Скорее всего, возведением моста будут заниматься иностранные фирмы, имеющие за плечами мировой опыт мостостроительства. Замечание профессора приняли к сведению, подведен итог - предмет разногласий между заказчиком и общественностью не выявлен.

    Вместо послесловия

    Казалось бы, воплощается мечта не одного поколения приморцев - быстрая и надежная связь острова с материком. Пока такая возможность изредка появляется лишь суровой зимой, когда мощный лед образует 750-метровую "дорогу жизни" с западного выхода Босфора Восточного до мыса Токаревского. Да, исходя из того, что происходило в зале, особых разногласий не обнаружено. То ли в зале не было открытых противников масштабного строительства, то ли из горы записок не были оглашены оппозиционные мнения. Но за грандиозностью планов, как это часто бывает, не слышны слабые голоса тех, кого хотят насильно осчастливить. Вот-вот начнется непосредственное строительство, а люди, по чьим судьбам пройдет масштабная геополитическая стройка, до сих пор в неведении, какие планы у власти на их счет.

    На острове, где предстоит реализовать масштабный проект, в 14 поселках проживают почти шесть тысяч человек. Они годами жили без благ цивилизации, и если нуждались в них, то выбирались на пароме в город и возвращались в свой лесной рай. Они не знают, куда и на каких условиях их выселят, и не без основания ожидают ухудшения экологической обстановки на острове, опасаются того, что лишатся традиционных мест отдыха, освоенных огородов, дачных мест, что земля перейдет в собственность санаториев, курортов и бизнесменов. Достоверной информации от властей не имеют, поэтому бизнес-город в стекле и бетоне, рекламируемый СМИ, для островитян чужд и непонятен. Будет ли это пролет, соединяющий Русский с городом, или в пролете окажутся островитяне, чьи дома и дачи прикажут долго жить? Более того, идея проведения форума именно на острове откровенно раздражает многих его жителей. Поэтому и повис в воздухе вопрос Виктора Тюлькина - для кого строим мост, для людей, или только для АТЭС?

    Кстати

    Губернатор Приморского края в ближайшее время должен привезти из Москвы окончательное решение о выборе места проведения саммита АТЭС-2012. Тем временем в администрации края подведены итоги конкурсных торгов и выбраны подрядчики на проектирование пяти объектов саммита: реконструкции и развития системы водоснабжения и канализации во Владивостоке, водоснабжения из подземных источников Пушкинской депрессии, комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов во Владивостоке, рекультивации существующего полигона ТБО и строительству водовода с насосными станциями.

    Мнения

    Лилия Тренина, жительница острова Русского, поселок Поспелово:

    - Я не могу понять, что нам даст этот мост? Если сейчас мы добираемся до города за 30 минут, то при наличии моста на Назимова я сначала поеду на бухту Тихую, а потом еще два с половиной часа до центра города?! Мы понимаем, что жителям города хочется ездить к нам отдыхать. Но после их отдыха я трачу свое воскресенье на уборку мусора, оставляемого отдыхающими. У нас еще водятся ежики, лисы, косули, совы, цапли прилетают. Останутся ли они после строительства моста? И еще одна проблема - на острове много неутилизированных боеприпасов, которые можно встретить даже на пляже. О том, как ее будут решать, никто пока не говорил.

    Елена Якунина, жительница острова Русского, поселок Аякс:

    - Мы живем сплошными слухами и не знаем, куда нас переселят. Видим, что на острове уже начался захват территории. Огораживают многокилометровыми заборами побережье. Несмотря на то, что земля еще в собственности военных, некоторые предприимчивые жители с материка уже начали строить частные дома.

    Александр Руснак, житель Владивостока:

    - Надо видеть отчаяние островитян, которые живут сейчас в полном неведении, что станет с ними. Людям не продлевают договоры аренды на землю, которую они облагораживали своими руками не одно десятилетие. При этом никто ничего не объясняет. А в поселках много пожилых людей, которые буквально на камнях вырастили сады.

    Поделиться