22.11.2007 04:25
    Поделиться

    2 декабря алтайские избиратели собираются исчеркать бланки для голосования

    "Горячая линия" помогает восполнять недостаток информации о выборах

    Чем ближе выборы, тем больше работы у телефонных операторов, обеспечивающих связь избирательной комиссии Алтайского края с избирателями.

    Первый звонок раздается в 8.44.

     - Здравствуйте, меня зовут Галина, чем могу помочь? - доброжелательно предупреждает вопрос избирателя руководитель контакт­центра Галина Коломеец.

    Выясняется, что люди переехали на новое место жительства и теперь интересуются, где расположен избирательный участок. По словам Галины Коломеец, это самый распространенный вопрос "горячей линии".

    - Избирком обеспечил нас хорошей программой, - говорит Галина Иосифовна. - Достаточно набрать на клавиатуре компьютера адрес звонившего, чтобы  на мониторе появились номер, адрес, телефон избирательного участка, а также фамилия руководителя избирательной комиссии.

    В начале десятого телефоны трезвонят почти беспрерывно - своеобразный час пик. Кроме Галины Иосифовны  на вопросы избирателей отвечают Олеся и Лена. Обе молодые девушки имеют университетское образование. Держатся с избирателями вежливо и ровно, какие бы страсти не бушевали на другом конце провода. Многие вопросы никаким боком не касаются избирательной кампании. 

    - По поводу лифта и других бытовых проблем советую обратиться в администрацию Индустриального района, - говорит в трубку Олеся Хохлова. -  Запишите телефон… Могу ли чем помочь еще? Благодарю за звонок.

    У Елены Никулиной тем временем интересуются,  в какой партии искать известного политика. Просят дать телефон его нового пристанища. Получить координаты той или иной партии желает едва ли не каждый второй звонящий по "горячей линии". Интересуются также первыми номерами в региональных списках партий. Самая популярная персона у избирателей - губернатор Александр Карлин. Платит ли он за коммунальные услуги? Какая у него зарплата? Где прописан?

    - Скоро будем знать о нем больше, чем о маме с папой, - смеются девчонки.

    Еще один звонок. Человек сообщает, что в отведенном для листовок месте все заклеено агитационной продукцией только одной из одиннадцати партий, участвующих в выборах. Просят поставить в известность крайизбирком.  

    Основные клиенты "горячей линии" - пенсионеры. Одна из бабушек, недовольная пенсией, спрашивает, что будет, если она перечеркнет бюллетень для голосования. Операторы уточняют у юриста крайизбиркома Анны Ланиной, влияют ли  испорченные бюллетени на подсчет голосов? Ответ: при подсчете голосов испорченные бланки не учитываются. Их зафиксируют как испорченные - и не более.   

    - Мы не интересуемся возрастом позвонивших, лишь спрашиваем: работает человек или нет? - говорят операторы. - Задавать вопрос о возрасте некорректно.

    И все-­таки однажды Олеся Хохлова не удержалась. Уточнила: сколько лет девушке на другом конце провода. Оказалось, шестнадцать, и она зря беспокоится о своем участии в выборах -  до голосования допускаются граждане, достигшие 18 лет.

    В общей сложности за двенадцать часов операторам "горячей линии" позвонили 30 избирателей. Жаловались на условия быта, узнавали адреса и номера телефонов избирательных участков и штабквартир политических партий, интересовались, как проголосовать, если человек прописан в одном месте, а живет в другом; что  делать, если в день выборов невозможно отлучиться с рабочего места. На какие­-то вопросы операторы отвечали сходу, по другим направляли к специалистам соответствующего профиля, сообщая контактный телефон.

    - Сегодня, к счастью, было мало жалоб на бытовые проблемы -  только две, - подвела итоги дня самый опытный оператор "горячей линии"  Тамара Шкурова. - Это самые тяжелые звонки.  Мы, можно сказать, искрогасители.

    Одну из неприятностей избирателя операторы посчитали своим долгом разрешить собственными силами.   

    - Женщине в бюро ремонта отказали в срочной починке телефона. Сослались на то, что все телефонные мастера работают на избирательных участках. Их в крае - 1890. Но мы ей все равно помогли, - не без удовольствия говорит Галина Коломеец. - Позвонили в это бюро и сказали, что избиратель не должен страдать из-за подготовки к избирательной кампании. Нам пообещали, что телефон починят.   
     

    Мнение

    Ярослава Шашкова, доцент кафедры политологии АлтГУ:

    - Прогнозировать активность избирателей и результаты этих парламентских выборов достаточно сложно. Единственным основанием для прогнозов являются опросы. А мы знаем, что человек может говорить одно, но думать совершенно другое. И как он на самом деле поведет себя через полмесяца, трудно предположить. Пока, по всем данным, активность избирателей прогнозируется достаточно высокая. Ожидается, что на выборы придут  6070 процентов избирателей.

    Постепенный уход со сцены одного поколения и переход в число людей старшего возраста тех граждан,  что приветствовали социальные перемены,  будучи сорокалетними, не изменит общего критического настроя пожилых. Люди, имевшие достаточно неплохой социальный статус в СССР, оказались в современной ситуации с очень низкими пенсиями. Как только человек попадает в пенсионеры, он переоценивает свое отношение к действительности, понимает, что должен каким-­то образом воздействовать на ситуацию. К тому же 60-летние большую часть жизни прожили в СССР, поэтому привычка ходить на выборы у них осталась. Думаю, активность пенсионеров сохранится высокой.

    Что касается молодежи, то она у нас разная. Когда мы говорим об активности  молодежи, то обычно подразумеваем активность студенческой молодежи, которая находится в зоне внимания  политических партий и  различных общественных структур. Но есть еще и учащиеся профессиональных училищ, колледжей, работающая молодежь, которую никто никогда нигде не охватывает. Поэтому, вполне возможно, итоги голосования молодежи будут достаточно типичными. То есть ее явка на избирательные участки в целом может оказаться не очень высокой. Да и вузовская молодежь - студенты гуманитарных и технических специальностей - по-разному смотрят на политику. Правда, появилась интересная тенденция - голосовать стало модным. Если идея модности доживет до 2 декабря, то явка молодежи, по крайней мере,  студенчества, будет выше обычной. Другое дело, за кого молодежь пойдет голосовать?

    Традиционно активно население в сельской местности. Хотя, когда в сентябре мы с крайизбиркомом проводили опрос жителей края на предмет участия в выборах,  готовность голосовать  была почти одинаковой - что в деревне, что в городе.

    Комментарий

    Сергей Сытых, председатель избирательной комиссии Алтайского края:

    - Считаю работу "горячей линии" очень полезной. И в будущем при проведении любых выборов, уверен, будем такие линии  организовывать. Потому что у избирателя сегодня недостаточно информации о процедуре голосования, избирательных  участках, есть вопросы правового и организационного характера, он недостаточно информирован о календарных мероприятиях, которые утверждает Центральный избирком и избирательная комиссия Алтайского  края.

    Каждое утро мне ложится на стол отчет о работе "горячей линии". По некоторым вопросам избирателей я сам делаю необходимые звонки. К примеру, в мэрию Барнаула. Недавно из Ключевского района жаловались на то, что в селе Новополтава  закрывают участковую больницу. Люди в ультимативной форме заявили: закроют больницу - на выборы не пойдем. Мы переговорили с крайздравом и попросили дать населению разъяснения, так как ситуация связана с реформированием. Видимо, ранее никто до людей не дошел.

    Первая неделя показала, что до 50 процентов звонков "горячей линии" связаны с социально­бытовыми вопросами. Правда, я  не совсем разделяю подобные обращения в крайизбирком, это не наши проблемы, а органов местного самоуправления, иногда даже госвласти.  Когда избиратель ставит нас в известность, что если ему не помогут,  он не пойдет на выборы, - это, конечно, шантаж. Человеку  дана возможность выполнить свой конституционный долг. Выразить отношение к тому или иному органу власти, партии, кандидату. Впрочем, подобные угрозы были всегда, в советское время тоже.

    Около 30 процентов от всех обращений избирателей касаются организационноправовых аспектов выборов, и  примерно 20 процентов позвонивших желают напрямую связаться со штабом той или иной партии. Мы даем избирателям возможность контактировать. Считаю это очень нужным.

    Кроме "горячей линии" крайизбиркома необходимую информацию о выборах дает также линия,  организованная совместно с Российским фондом свободных выборов и правозащитной организацией "Форпост", а также Общественной палатой РФ. 

    Поделиться