27.11.2007 04:34
    Поделиться

    Браконьеры могут лишить Ставрополье значительной части урожая

    Урожай будущего года сейчас под большой угрозой из-за браконьеров. Они, гоняя на авто по засеянным полям попавшую в свет фар дичь, колесами "перепахивают" озимые всходы. Растения гибнут на корню, а сельхозпредприятия несут огромные убытки.

    Курки взведены

    Едва не закончилась трагедией поездка на охоту трех жителей Ставрополя. Вместо желанных зайцев они наткнулись на вооруженных и очень озлобленных колхозников. Селяне категорически запретили стрелкам проезжать по арендованной ими земле и на законные возражения - мол, едем согласно выданным путевкам - земледельцы взвели курки на ружьях. Охотники тоже оказались не робкого десятка, и перепалка едва не переросла в перестрелку.

    Взаимоотношения охотников и работников сельского хозяйства давно натянуты до предела, а вся проблема - в противоречиях между отдельными законами - как федеральными, так и местными. В частности, есть нестыковки между положениями Гражданского кодекса РФ и ФЗ "О животном мире". Так, 12 статья федерального закона провозглашает "отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами". Собственники земельных участков утверждают, что в соответствии с ГК они имеют право не допускать посторонних лиц на территорию своей частной собственности. А, к примеру, закон Ставропольского края "Об охоте и охотничьем хозяйстве" четко определяет: "В состав охотничьих угодий включаются территории, акватории независимо от их назначения и форм собственности". Вот и получается, что поля и растущий на них урожай - собственность земледельцев, а зайцы и перепела - государственная собственность, изымать которую законом определено охотпользователям.

    - Запрещая стрелять дичь на своей территории, собственник земли лишает нас законного права на пользование животным миром, - считает председатель Ставропольской краевой общественной организации охотников и рыболовов Валентина Фрезе. - Прошу заметить, что территории для охотничьих угодий и ведения охотничьего хозяйства переданы обществу в 2001 году постановлением правительства края, причем по согласованию с существовавшими на тот момент собственниками и пользователями земельных участков. Данное постановление никем не отменено и, следовательно, имеет законную силу.

    - Шестое поле во второй бригаде избороздили ночью на "Нивах" и "УАЗах" "вольные стрелки", - рассказывает председатель племколхоза "Россия" Новоалександровского района Сергей Пьянов. - Они нанесли большой урон озимым. Во всем мире нет такого, чтобы сельхозугодья, тем более засеянные, выделялись для охоты! Мало того, что они без спросу гоняют по нашим дорогам и полям, так еще и ведут себя вызывающе. Дело порой доходит до рукопашной, а там недалеко и до беды, ведь люди-то вооружены.

    Ночной дозор

    Ситуация в прямом смысле слова напоминает битву за урожай. К примеру, в той же "России" все 18 300 гектаров пашни - частная собственность всего коллектива. В Гражданском кодексе РФ ясно обозначено, что вход на участок без разрешения собственника не допускается, но любое лицо может пройти при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства владельцу. За все время в правление племколхоза никто не обращался с просьбой о проезде через их земли и тем более охоте на них. Для охраны полей колхозники окапывают территорию, выставляют дозоры. Но это не останавливает "вольных стрелков".

    - Руководители сельхозпредприятий и фермерских хозяйств жалуются, что автомобилями охотников изъезжены все поля, - продолжает Валентина Фрезе. - По поводу вреда - не спорю. Но тех, кто ездит ночью по озимым на вездеходах, назвать охотниками не поворачивается язык. Это - злостные браконьеры. Наше общество борется с ними по мере сил, и мы будем только рады, если сельские труженики помогут нам в этой непростой работе. Именно сотрудничество необходимо сейчас, а не противодействие и запреты дисциплинированным охотникам пешком ходить по полям.

    Браконьеры - действительно большая проблема для региона. Законодательство обязывает охотпользователей осуществлять защиту закрепленных территорий и оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира. Но по закону у общественных организаций охотников и рыболов нет права составлять протоколы на нарушителей и тем более их задерживать. Только егеряобщественники могут сообщать о происшествии в надзорные органы с указанием конкретного лица и иметь при этом свидетелей.

    - Краевая общественная организация охотников и рыболовов хорошо помогает Россельхознадзору. По их сообщениям нами составлено уже около сотни протоколов, - рассказывает начальник отдела охотнадзора Россельхознадзора по СК Леонид Оноприенко. - Всего же на Ставрополье за прошлый год выявлено 627 нарушений правил охоты, из которых около 100 фактов серьезного браконьерства. Для борьбы с "вольными стрелками" надо вернуть право составлять протоколы охотпользователям. В 1960 - 1970е годы, когда это было разрешено, они выявляли ежегодно до полутора тысяч правонарушений. Ведь общественникам дано разрешение выдавать удостоверения на право охоты, так почему же нельзя дать возможность составлять протоколы?

    Темный лес

    В Северной Осетии, как и на Ставрополье, тоже нередки стычки сельхозпроизводителей и охотников. Как рассказал министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО - Алании Таймураз Мильдзихов, республиканского закона об охоте нет, а в работе заинтересованные стороны руковод­ствуются Земельным кодексом РФ, и потому серьезных конфликтов не возникает. В республике, как и в соседней КарачаевоЧеркесии, острее стоит другая проблема. По новому Лесному кодексу не только охотничье хозяйство, но и собственно охота являются видами лесопользования, за которое необходимо платить. К примеру, в КЧР за аренду одного гектара леса со стрелков просят три копейки. С учетом больших охотничьих владений суммы получаются значительными. Это вызывает справедливые возражения охотпользователей.

    - За что с нас берут деньги? - спрашивает заместитель председателя общественной организации охотников и рыболовов РСО - Алании Геннадий Стреляев. - За обществом эти угодья в лесах закреплены для того, чтобы заниматься там воспроизводством дичи и охотой, мы же не лесозаготовители. Охотничье хозяйство не регулируется Лесным кодексом, оно в ведении Федерального закона "О животном мире". При этом арендатору охотугодий сдается животный мир, а не лес, где эти животные обитают. Плата за ведение охотничьего хозяйства губительна и просто экономически убьет его. Свято место пусто не бывает: уйдут нормальные охотпользователи - на их место придут "дикие". На большей части лесного фонда начнется браконьерская вакханалия.

    Комментарии

    Зумадин Бозиев, заместитель министра по охране окружающей среды и природопользованию КабардиноБалкарии:

    - В республике в области земельных отношений взят принципиальный курс на отказ от введения права частной собственности на земли сельхозназначения. Практически все площади под территориями охотничьих угодий находятся в распоряжении муниципальных районов и городских округов. Данные особенности позволили уйти от ситуаций, подобных происходящим на Ставрополье. По нашему мнению, указанных эксцессов можно избежать в рамках Земельного кодекса и закона "О животном мире", в частности, установлением различных обременений и сервитутов при предоставлении в пользование земельных участков и охотничьих территорий.

    Андрей Хусточкин, первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды СК:

    - С будущего года вносятся изменения в закон "О животном мире РФ". Соответственно наше министерство подготовит поправки и в закон Ставропольского края "Об охоте и охотничьем хозяйстве". Они обеспечат защиту прав граждан и юридических лиц при долгосрочном пользовании объектами животного мира.

    В связи с изменением федерального законодательства большинство прав регулирования в области животного мира с будущего года делегируется минприроды края. Это будет способствовать разрешению проблем в отношениях собственников земель и охотников, но лишь частично. Окончательно урегулировать законодательные споры в этой области могут лишь новые федеральные нормативноправовые акты.

    Кстати
    На ближайшем заседании Госдумы Ставропольского края рассмотрят проект нового закона, связанного с земельными отношениями и использованием природных ресурсов. Он будет регламентировать порядок установления публичных сервитутов - права на ограниченное использование земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Есть надежда на то, что закон сможет поставить точку в конфликте сельхоз­ и охотпользователей. Депутаты намерены в дальнейшем внести изменения и в краевой закон "Об охоте и охотничьем хозяйстве".

    Поделиться