29.11.2007 04:23
    Поделиться

    Большинство преступлений в поездах, следующих по югу России, совершают безбилетники

    Большинство преступлений в поездах совершают безбилетники. Только в каждом четвертом пассажирском составе, следующем по югу страны, есть постоянный наряд милиции. Корреспондент "РГ" окунулся в дорожную кухню.

    В южном направлении мне приходилось ездить неоднократно, особенно на республиканских поездах. И нередко была свидетельницей ситуации, когда проводники брали безбилетных пассажиров, а в дороге прятали их при милицейских проверках. Последняя командировка в поезде "Москва - Назрань" не стала исключением. На станции "Минводы" проводница владикавказской бригады предложила женщине с маленьким ребенком на время обхода поезда сотрудниками транспортной милиции спрятаться… в уборной, объяснив, что это "чужие" проверяющие. Мужчине же из соседнего купе была дана инструкция, чтобы он при общении с милиционерами назвал имя какой-то авторитетной для контролеров фигуры из Москвы. Неизвестно, сколько пассажирка-безбилетница с малолетней дочерью простояли бы запертые в туалете, если бы тревога проводницы не оказалась ложной. Проверяющие до этого вагона не дошли.

    У моей соседки по "СВ" был билет, но купейный. В более комфортабельном вагоне она оказалась, предложив проводнице 500 рублей. Как оказалось, в данном случае это была стандартная такса.

    На обратном пути количество безбилетников выросло. Двоих из них проводница посадила в свое крохотное купе, потому что больше было некуда. Хотя по закону она не имела права этого делать.

    На безбилетный проезд приходится почти 80 процентов преступлений, совершаемых в пассажирских поездах. В этом году только по линии милиции общественной безопасности выявлено 470 фактов безбилетного провоза пассажиров. По результатам их расследования 499 членов поездных бригад привлечены к уголовной ответственности (действия проводников, наживающихся на пассажирах, классифицируются по Уголовному кодексу как "причинение материального ущерба путем злоупотребления доверием" - статья 165). 75 процентов причиненного государству ущерба возмещено.

    Хоть эти цифры и немаленькие, они не дают полной картины бедствия, так как поезда также проверяют сотрудники ревизорского аппарата самой дороги, наряды сопровождения и специализированные группы. Но назвать цифры по количеству выявленных безбилетников и нарушивших закон проводников в региональной пассажирской дирекции "РГ" категорически отказались.

    Далеко не все дела по провозу безбилетников доходят до суда. Есть так называемые отказные материалы, когда сумма ущерба не превышает установленной прокуратурой планки. К примеру, если проводник попался на получении на коротком участке пути с двух пассажиров 400 рублей, то уголовное дело не возбуждается. В любом случае правоохранительные органы посылают в управление железной дороги представление.

    Чаще всего безбилетников ловят на тех поездах, которые не имеют наряда милиции. Из 288 пассажирских поездов сотрудники правоохранительных органов сопровождают всего 72, потому что штатов милиционеров не хватает. Из 29 краж, совершенных в поездах, где есть наряды милиции, в 16 случаях виновными оказываются безбилетники.

    Если безбилетник обнаружен при проверке, то он обязан полностью оплатить проезд. Если же денег нет, то его высаживают на первой станции. При этом составляется акт о снятии безбилетного пассажира с поезда.

    Как правило, в поездах нарушают закон новички, проводники же со стажем, у которых заработная плата более высокая - до 15 тысяч, противоправной деятельностью не занимаются. Такие бригады работники правоохранительных структур знают, как говорится, в лицо и называют их "нерабочими". Эти проводники - члены добровольно-народных дружин, на СКЖД их около 1000 человек. Если такая дружина в поезде сформирована, то на одном из вагонов написано "Штаб ДНД". В основном они есть в фирменных поездах.

    Поделиться