30.11.2007 02:20
    Поделиться

    Лучшие классные руководители Алтайского края боятся говорить о недостатках нацпроекта

    Лучшие педагоги региона обсудили реализацию национального проекта "Образование"

    Лучших педагогов общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования собрали на первый в истории региона слет "Классный руководитель Алтая-2007", чтобы обсудить, как идет реализация нацпроекта "Образование".

    Всего в Барнаул съехались более 150 делегатов из семи городов и 63 районов края. Учительский слет стал выполнением обещания, данного год назад на первой краевой научно-практической конференции классных руководителей. Тогда, в первый год реализации образовательного нацпроекта, одним из направлений которого является помощь классным руководителям, участники мероприятия договорились собираться ежегодно. Как и год назад, на этот раз педагоги обсуждали новые возможности, которые открылись перед ними в последнее время.

    "Самое главное - изменилось отношение, - считает классный руководитель пятого класса гимназии № 5 Камня-на-Оби, победитель первого регионального конкурса "Классный руководитель года-2007" Ольга Ладыгина. - Раньше я приходила к директору и завучу со своими идеями, меня выслушивали и говорили: "Хорошо - иди и твори". Теперь я слышу: "Молодец! Чем мы можем тебе помочь? Сделаем все, что в наших силах".

    Как стало очевидно на слете, сейчас мало кто из педагогов обходит стороной компьютерное и мультимедийное оборудование, которым с недавнего времени оснащены школы края. И неизвестно еще, кому нравится работать с техникой больше - самим учителям, преодолевшим страх перед ПК, или детям, которые с помощью классных руководителей и компьютеров разрабатывают социальные проекты и готовят их презентации, издают газеты. Педагоги же ведут электронные классные журналы и распечатывают текущие оценки учеников, что особенно нравится родителям. Кстати, последним на съезде уделялось особое внимание: мало кто из сегодняшних учителей не привлекает в той или иной форме родителей к участию в учебе и отдыхе класса.

    Но сегодня классные руководители заботятся не только об обучении, воспитании и организации досуга детей. "Классный руководитель должен сделать так, чтобы о его учениках и их работах узнали за пределами школы, района, города. Для этого нужно быть хорошо информированным, следить за тем, где что происходит", - ставит перед собой задачу учитель информатики Панкрушихинской средней школы Людмила Ужакина. Как результат такой установки - участие воспитанников Людмилы Геннадьевны в 70 проектах и конкурсах за последние семь лет. Среди их достижений - звания "Лучший юный журналист" на общероссийском уровне, "Лучший математик" школы и района.

    Впрочем, педагоги на слете говорили не только о приятном и полезном. Как рассказал заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Александр Слажнев, его ведомство провело небольшое исследование учительских настроений. Выяснилось, что треть от попавших в выборку педагогов с реализацией нацпроекта увидели для себя новые возможности расширить свои знания и повысить квалификацию. Более 30 процентов от общего числа респондентов заявили, что почувствовали заинтересованность в работе. Более двадцати процентов ответивших на вопросы анкеты стали внедрять новые методы в обучении детей. Но 11 процентов учителей не почувствовали никаких изменений за прошедшие два года. "К счастью, так думают не все", - прокомментировал Александр Слажнев ответ последних.

    Между тем, неизвестно, сколько классных руководителей на самом деле ловят себя на подобных мыслях. Когда выключены микрофоны, а рядом нет посторонних, некоторые учителя - правда, на условиях анонимности - соглашаются поделиться тем, что их тревожит. По словам одного из таких педагогов - кстати, высшей квалификации, победителя конкурса и обладателя "нацпроектных" 100 тысяч рублей, - новые условия работы классных руководителей нельзя назвать более привлекательными, чем раньше. Доплата за классное руководство составляет одну тысячу рублей - это если в классе 25 человек. Если учеников меньше, размер ежемесячной премии уменьшается, и наоборот: за большой класс учитель получает большее вознаграждение. "Но за эту тысячу мы теперь должны делать больше такого, что только отнимает время от работы и детей. Раньше доплата за классное руководство составляла 500 рублей, но и "сверху" дергали меньше. В остальном, по большому счету, ничего не изменилось, никаких особых условий не появилось", - рассказал наш собеседник.

    Часть учителей недовольны некачественным и зачастую просто опасным учебным оборудованием, поставленным по нацпроекту. Ворчат они и по поводу 13 процентов, высчитанных из полученных за победу денег: "Когда объявили эти конкурсы, действительно, мы почувствовали воодушевление и даже какой-то спортивный азарт! Очень захотелось придумывать новое, смотреть, с каким удовольствием воспринимают это дети! Захотелось побеждать! Но почему все говорят про 100 тысяч? На руки-то получаем 87!". Иногда подобное недоумение, накапливаясь, сменяется недовольством, а потом все вместе приводит к тому, что некоторые из педагогов, выпустив своих воспитанников в большую жизнь, уже не спешат брать новые классы - легче взять дополнительную преподавательскую нагрузку. Несколько дополнительных часов - и при такой же зарплате головной боли будет куда меньше.

    Классное же руководство ведут, как и прежде, энтузиасты, которые просто не могут без творческих тематических вечеров и КВН на школьной сцене, без репетиций и тренировок по вечерам и после уроков, без экскурсий, походов и субботников - без всего того, чем потом и запоминается детям их школьная жизнь. Как показывает практика, для таких учителей неважно, реализуется при этом нацпроект или нет.

    Между тем
    Региональное управление по образованию и делам молодежи провело в этом году конкурс "Родительский комитет-2007". Его целью было повышение родительской активности в школьной жизни. Кроме того, буквально неделю назад в Барнауле состоялось первое региональное родительское собрание. На нем мамы и папы школьников делились видением систем и подходов в образовании, а также рассказывали о своем опыте участия в жизни школ, где учатся их дети. Аналогичные собрания должны пройти во всех районах и городах Алтайского края.

    Поделиться