06.12.2007 02:33
    Поделиться

    Участники "драмы в Монетном" встретились в суде

    Cкандальное уголовное дело по обвинению группы местных жителей в оскорблении представителей власти направлено в Березовский районный суд.


    Это продолжение и, возможно, неожиданный финал драмы у поселка Монетный, которую журналисты в мае нынешнего года именовали не иначе как "расстрел отдыхающих" и "беспредел милиции".

    Майский вечер

    Подробности этой истории "РГ" оперативно описывала. Придорожный инцидент с участием автоинспекторов и местных жителей возле поселка Монетный в Березовском районе произошел 19 мая. Он завершился кровавой развязкой: трое парней из компании, возвращавшейся с празднования дня рождения в лесу, получили огнестрельные ранения. Стреляли в именинника и его гостей госавтоинспекторы. Один отдыхающий был убит прямым попаданием пули в голову.


    Больше полугода шло расследование этого дела, и вот теперь все его тома переданы в суд. В итоге на скамью подсудимых угодили семь мужчин и женщин - как раз те самые отдыхающие, а потерпевшими признаны автоинспекторы полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД по Свердловской области.

    Плюсы и минусы

    Как говорится, плюс и минус поменялись местами, а что выйдет в итоге - покажет суд. Между тем изначально уголовное дело возбуждалось как раз в отношении милиционеров, которые подозревались в превышении пределов самообороны и неправомерном применении оружия на поражение. Но по ходу следствия подозрения с сотрудников автоинспекции были сняты, а обвинение предъявили компании отдыхающих - за оскорбление и применение насилия к представителям власти.


    Итак, семь уральцев, угодивших на скамью подсудимых: безработный Александр Краус, монтажник Руслан Ермаков, бухгалтер Наталья Казимова, мастер пилорамы Николай Шабалин, водитель Андрей Мезенцев, бухгалтер-кассир Ольга Бусыгина, инспектор госпожнадзора Екатерина Воробьева.


    Следствие исходило из того, что милиционеры, исполняя свои должностные обязанности, вполне законно потребовали от управлявшего автомобилем Алексея Казимова предъявить документы и проследовать с ними для выяснения обстоятельств дела. Казимов был за рулем чужой машины и без прав, при этом он сбросил при задержании пакетик с веществом, оказавшимся впоследствии наркотиком. А друзья Казимова, пытавшиеся отбить его у милиционеров, не подчинились законным требованиям представителей власти.


    Но вот имели ли милиционеры право применять оружие против гражданских лиц? Не перешли грань дозволенного? Это был главный вопрос, который ставили перед собой следователи сначала Березовской прокуратуры, а потом Верхнепышминского отдела следственного управления при прокуратуре области.

    Допуск на оборону

    Можно представить, насколько сложная задача стоит перед судьей, который обязан расставить все точки над "i" в этой истории. С одной стороны, от пули автоинспектора погиб человек - 39-летний Юрий Смирнов, работавший в Екатеринбурге автомехаником и воспитывавший малолетнюю дочь, которая страдает серьезной болезнью. Огнестрельные ранения в ноги и руки получили еще трое парней - Руслан Ермаков, Александр Краус и Сергей Воробьев. Автоинспекторы разрядили практически все обоймы своих пистолетов в тот вечер. И в течение часа, как следует из материалов дела, раненым не оказывалась квалифицированная медицинская помощь - "скорая" запоздала.


    С другой стороны, почти все участники той пирушки были в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Трое из них были ранее судимы. И все, как установлено следствием, вели себя в тот вечер неуважительно и даже агрессивно: оскорбляли сотрудников правоохранительных органов бранью, угрожали расправой, а некоторые даже нападали на милиционеров, пытаясь отнять оружие. Все это подтверждено показаниями свидетелей и заключениями экспертов.


    Все участники пикника отрицают факт оскорблений и угроз милиционерам, тем более нападения на них. Действовали, как они говорят, адекватно "хамскому" поведению автоинспекторов. Те, дескать, сами начали первыми оскорблять их и угрожать оружием. "Они орали на нас, как ненормальные, - рассказала "РГ" Ольга Бусыгина, гражданская жена Руслана Ермакова. - Ругались матом, приказывали всем лечь на землю и стреляли уже по лежачим".


    Милиционеры же доказывали корреспонденту "РГ", что сдерживали разбушевавшуюся толпу, как могли, но - строго по инструкции. То есть делали предупредительные выстрелы в воздух и командовали: "Всем стоять! Ближе десяти метров не подходить!" "Они нападали на нас со всех сторон, - говорит лейтенант Анатолий Г. - Смирнов кричал мне, что застрелит меня из моего пистолета и зароет здесь же, на поле".

    Толкование

    Вся хронология событий того "пикника на дорожной обочине" прописана до мелочей. Только толкование этих мелочей принципиально разное. Каждый представляет свое поведение в той экстремальной ситуации исключительно правильным, обвиняя противную сторону. "А все, по большому счету, укладывается в простую формулу, - сказал наш эксперт с большим юридическим опытом. - Одни были пьяные, а у других было оружие..."


    - Я уверен, что инспекторы действовали правильно, - говорил "РГ" сразу после проведенной служебной проверки командир полка ДПС полковник милиции Борис Литвин. - Они были на службе, и их требования и действия по задержанию подозрительных лиц и проверке машин были совершенно законными. Если бы они не применили оружие в той ситуации, то, возможно, оно было бы применено против них. Ну, может, старший нашего патруля немного погорячился. Но толпа тоже была на взводе...


    Юрий Смирнов погиб в тот вечер, как подтвердила экспертиза, "от огнестрельного слепого пулевого ранения головы". Слепым называется экспертами ранение, когда пуля остается в теле погибшего, не найдя выхода.


    Суд будет руководствоваться законом и логикой. То есть тем, чего как раз не было тем теплым весенним вечером на обочине дороги в разыгравшейся драме. Когда сами разгоряченные люди не смогли найти для себя иного выхода. Там были в основном безрассудные страсти. Слепые страсти.

    мнение

    Игорь Баринов,
    бывший сотрудник спецподразделения "Альфа":

    - Это из ряда вон выходящий случай. Но я не склонен связывать происшествие с какой-либо тенденцией нашего общества - это риски профессии. Я бывал по службе в разных сложных ситуациях и по своему опыту могу сказать, что применение оружия является крайней мерой при разрешении конфликтных ситуаций.

    Поделиться