07.12.2007 04:59
    Поделиться

    Четыре управляющие компании поделили треть многоквартирных домов Барнаула

    Вчера в краевом центре завершился конкурс среди управляющих компаний на право управления многоквартирными домами, которые не смогли самостоятельно определиться со способом управления.

    Три дня четыре компании боролись за право управлять почти 1200 многоквартирными домами в разных районах города. Как уже писала "РГ" (№ 269 от 30.11.2007), из десяти управляющих компаний, изъявивших желание участвовать в конкурсе, допущены были только четыре. У остальных оказались неправильно оформлены документы или имелась значительная кредиторская задолженность.

    Перед началом конкурса из лотов были исключены те дома, чьи жильцы до 3 декабря успели определиться с выбором формы управления, но еще не реализовали его. Так что на торги были выставлены 24 лота.

    С самого начала аукциона его результаты казались сенсационными. Действительно, первый лот - № 10, состоящий из 53 четырех-пятиэтажных домов в поселке Южном, - со стартовой цены в 2,7 миллиона рублей за 15 минут "ушел" за 39,3 миллиона. Дальше больше. Стоимость лота № 21, в который входят 38 домов Железнодорожного района, с 2,1 миллиона рублей выросла до 103,6 миллиона. Затем были лоты и по 500, и даже по 900 миллионов рублей...

    Многих, непосвященных в систему проведения конкурса, шокировали такие суммы. Реально же торг шел на копейки. Основной смысл аукциона был в том, чтобы выбрать компанию, которая на существующий тариф окажет большее количество дополнительных услуг. Сейчас действующий тариф в Барнауле на обслуживание дома составляет 4,94 рубля за один квадратный метр общей площади. Основную часть этой ставки - более 3,5 рубля - составляют расходы на обязательные коммунальные услуги, а оставшиеся - менее 1,5 рубля - должны тратиться на дополнительные услуги. Поскольку обязательным условием конкурса было сохранение действующего тарифа на протяжении всего последующего года, то управляющие компании торговались за то, кто на эти деньги - чуть более рубля - окажет больше дополнительных услуг.

    Каждый лот выставлялся по двум позициям. Первая из них - суммарная эксплуатационная стоимость домов. Это те расходы, которые необходимы на обслуживание дома за все время его эксплуатации. Отсюда и появились виртуальные миллионы и даже миллиарды. Вторая позиция - это суммированная стоимость дополнительных услуг по всем объектам конкурса, входящим в лот. Именно по этой позиции и шел настоящий торг, здесь цены едва достигали нескольких десятков тысяч рублей.

    Максим Тюин, руководитель управляющей компании, выигравшей на конкурсе самое большое количество лотов - в общей сложности 500 домов, рассказал корреспондентам "РГ", что весь этот ажиотаж, поднятый вокруг мифических миллионов, создает неправильное восприятие конкурса:

     - Никто никаких миллионов, а тем более миллиардов в одночасье в жилой фонд города не вложит. Нет таких инвесторов. Торг шел за дополнительные услуги - это скалывание льда, ремонт инженерного оборудования, ремонт кровель, установка приборов учета, окраска фасадов. Всего 82 услуги, предусмотренные Правилами проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (постановление правительства РФ № 75 от 6 февраля 2006 года). Кто больше услуг предложил, тот и выиграл. Но эти услуги компании-победители будут предоставлять на те суммы, которые собственники домов платят по установленному тарифу. Мы, например, работая уже два года на рынке, вкладываем собственные средства в ремонт кровли или сантехники. Жильцы платят по существующему тарифу, и мы из этой суммы постепенно возвращаем затраты на ремонт. Это нормальная практика. Конечно, сейчас ЖКХ не особо доходная отрасль, но пять-семь процентов дохода она может приносить при условии, что компания обслуживает не менее 150 тысяч квадратных метров жилья.

    Комментарий

    Александр Казаков, председатель комитета ЖКХ администрации Барнаула:
     - Аукцион завершился, теперь управляющие компании должны подписать договор на год на обслуживание выигранных ими домов. Но тут возникает проблема - с кем они должны заключать договор. С собственниками жилья? Но ведь они не выбирали компании, а конкурс проводил муниципалитет. Я считаю, что муниципалитет также должен участвовать в заключении договора с компаниями и следить за его исполнением. Те дополнительные услуги, что компании заявили на аукционе, мы должны оформить приложением к договору с каждым конкретным домом.

    Все дополнительные услуги, которые они в ходе аукциона обязались предоставить, они должны выполнить за счет внутренних резервов, за счет привлечения инвестиций, может, за счет участия в программах. Тариф меняться не будет. В законе четко не прописано, кто должен следить за деятельностью управляющих компаний. Видимо, придется нам это делать. Хотя нет и реальных рычагов воздействия на компании. Расторгнуть договор могут собственники жилья только по суду.

    Меня беспокоит, что большинство компаний, выигравших конкурс, никогда не работали в этой области. И я очень боюсь, что если они не смогут выполнить условия договора, то жильцы придут к нам с жалобами. Поэтому мы, где это возможно, постарались сохранить муниципальные коммунальные службы.

    P.S.
    Ряд наблюдателей высказали опасения, что накануне выборов в краевой парламент за такой активностью компаний, большинство из которых недавно созданы и никогда не работали в сфере ЖКХ, могут стоять политические амбиции.

    Поделиться