12.12.2007 04:30
    Поделиться

    Борьба со взяточничеством в Кузбассе перешла на виртуальный уровень

    Почему жители региона не знают о громких делах взяточников?

    Борьба с коррупцией в нашей области приобрела новый характер - почти не видимый. Во всяком случае о ее результах кузбассовцам узнать весьма проблематично.

    Международная организация Transparency International обнародовала итоги своего исследования "Барометр коррупции-2007", в ходе которого было охвачено 60 стран. В целом по России лидерами по степени коррумпированности названы правоохранительные органы, учреждения образования, суды и сфера здравоохранения.

    Что же касается конкретных российских регионов, то на территории многих из них уже приняты местные законы о противодействии коррупции, включая и Кузбасс. В апреле 2007-го депутаты облсовета сразу в двух чтениях проголосовали за региональный закон. Правда, кузбасская общественность проекта этого закона на страницах газет не видела и соответственно в его обсуждении не участвовала. Хотя, в принципе, такая практика, к примеру, в Кемерове, распространена достаточно широко - когда на всеобщий суд выносятся наиболее важные для города документы.

    Сразу после принятия регионального закона председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности облсовета Владимир Мирошник пояснил "РГ", что не следует думать, будто коррупция у нас тут же исчезнет. Это наивно. Для пресечения противозаконных действий есть Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Ценность же областного закона заключается в том, что он носит превентивный характер, то есть подразумевает предупредительные и предохранительные действия в отношении коррупции.

    И действительно, после принятия закона на официальном сайте администрации Кемеровской области появился раздел "Социологический интернет-опрос по вопросам противодействия коррупции". Здесь можно не только обозначить свою позицию в режиме реального времени, но и узнать номер телефона прямой линии, по которому можно позвонить и прямо рассказать о фактах, допустим, взяточничества.

    На днях мы позвонили по этому номеру и поинтересовались: с кем можно поговорить на предмет противодействия коррупции и кому можно пожаловаться насчет взяток? На что приятный мужской голос ответил, что человек, который занимается этой темой, в настоящее время отсутствует. И когда будет - неизвестно, потому что болеет. А замены ему нет.

    Не теряя надежды, мы решили зайти на электронную страничку социологического интернет-опроса. Там предлагалось ответить на четыре конкретных вопроса. А именно: "Как вы думаете, насколько распространена коррупция среди должностных лиц исполнительных органов государственной власти Кемеровской области?", "Приходилось ли вам в текущем году при оформлении документов выплачивать негласно денежное вознаграждение служащим государственных или муниципальных учреждений?", "Как вы оцениваете степень защищенности от возможного административного произвола чиновников?". И, наконец, самый концептуальный: "Как вы относитесь к тому, что для решения своих проблем гражданам нередко приходится давать взятки?".

    Ответить на все эти вопросы в режиме реального времени было легко. А вот найти обобщенный результат ответов респондентов на официальном сайте оказалось просто невозможно. Или даже просто найти количество обращений к анкете. То ли кузбассовцы не торопятся делиться с властью фактами о коррупции в нашей области, то ли итоги соцопроса таковы, что их предпочли не доводить до общественности - дабы не шокировать... Хотя если обратиться к областному закону, основная его цель сводится как раз к открытости информации и формированию общественного мнения по противодействию коррупции.

    К слову, по официальным данным, только в прошлом году сотрудники управления ФСБ по Кемеровской области возбудили 39 уголовных дел по различным фактам коррупции в Кузбассе, где фигурировали чиновники различного уровня и сотрудники правоохранительных органов. По линии прокуратуры за прошлый год в суды было направлено 64 уголовных дела, связанных с коррупцией. К сожалению, широкой огласки эти процессы не получили, за исключением единичных случаев, которые касались сотрудников внутренних дел. Да и то подобные факты стали известны лишь потому, что пресс-служба ГУВД области распространила эту информацию во все местные СМИ.

    Когда этот материал готовился к публикации, мы вновь, как и восемь месяцев назад, связались с Владимиром Мирошником - чтобы узнать, как реализуется региональный закон о противодействии коррупции. На что Владимир Александрович ответил: "Наша обязанность как депутатов областного совета - подготовить и принять соответствующий законопроект. А как он реализуется - вопрос не к нам".

    Кстати, 1 февраля исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, в соответствии с действующим законом, должны предоставить отчеты о реализации мер антикоррупционной политики на местах. Что будет в этих отчетах, пока неясно. Известно лишь одно: в ответ на вопрос о "злободневности" социальных проблем, существующих в обществе, кузбассовцы неизменно выделяют проблему коррупции в органах власти. Эта информация доступна всем. Ее можно увидеть все на том же официальном сайте администрации нашей области.

    Поделиться