12.12.2007 01:30
    Поделиться

    На сцену екатеринбургского театра драмы обрушился ливень

    В театре драмы поставили спектакль "Пигмалион"

    Событие, о котором так долго мечтали поклонники Свердловского академического театра драмы, свершилось! Длинная-длинная вереница сезонов, не отмеченных сколько-нибудь интересными спектаклями, истощила терпение даже самых преданных поклонников. Театральные критики, устав бить тревогу, уже много лет хранят скорбное молчание по поводу премьер, надеясь на лучшие времена… И тут появился "Пигмалион".

    Спектакль, поставленный режиссером Александром Исаковым, можно считать настоящим прорывом, не шагом из привычного и уютного болотца (куда зато никто не кинет камень) на твердую сушу, а стремительным и ярким взлетом. Он, без сомнения, станет важным этапом в биографии всех его участников. Как и полагается, прорыв был подготовлен заранее, в штабе, когда руководство театра пригласило на постановку художественного руководителя Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Александра Исакова, главного художника Театра Романа Виктюка Владимира Боера и известного екатеринбургского коллекционера "Золотых масок" балетмейстера Сергея Смирнова. Ставки были высоки, команда таких профессионалов не то чтобы была гарантирована от провала - просто и он непременно был бы головокружительным. Но уж и успех ожидался самой высокой пробы. Так и случилось.

    Недаром говорят, что высшая степень мастерства - быть понятным и лаконичным, потому что суесловят лишь для прикрытия пустоты. На удивление просто, например, оформление сцены: две подвижные выгородки, затянутые светлой тканью, на одной - классический лондонский пейзаж, стулья, рояль, пюпитры… и все. А больше ничего и не надо. Актеры работают, как музыканты в оркестре: лишь бы инструмент звучал в полную силу. Тут, понятное дело, вся ответственность на дирижере… то есть, извините, режиссере. И в "Пигмалионе" Александр Исаков сработал высокопрофессионально, как рекомендуют представителям данной профессии классики: умер в актерах. Он не стремится поразить воображение сложными мизансценами (актерам на удивление просторно и удобно на сцене), не выставляет напоказ свое умение раскрыть своеобразие каждого исполнителя (великолепные актерские работы не автономны, а звучат ансамблем), не поддается соблазну непременно рассмешить зрителя (и тем не менее, смех в зале почти не смолкает, но это осмысленный смех). Костюмы, придуманные Никой Брагиной, не объясняют занудно про время и место действия, они изящны и необязательны, они отчасти вне времени, как и сама история, которая будет рассказана.

    "Пигмалион" назван в программке "немузыкальной комедией", но, положа руку на сердце, мы и не подозревали, что наши артисты умеют так петь, им просто не давали такой возможности: и Андрей Кылосов (Генри Хиггинс), и Екатерина Черятникова (Элиза Дулиттл), и Ирина Ермолова (миссис Пирс), и Александр Фролов (Фредди), который сорвал аплодисменты, спев свою арию с так и не включившимся микрофоном - а зачем ему микрофон, спрашивается? И танцуют они, как выяснилось, очень даже ничего, опять же спасибо за эту забытую новость балетмейстеру Сергею Смирнову. Великолепны Галина Умпелева в роли миссис Хиггинс и Анатолий Жигарь (полковник Пикеринг), они даже молчат так, что второй план изящно уравнивается с первым. А чего стоит "приглашенная звезда" Анатолий Филиппенко из театра музыкальной комедии в уморительно смешной роли папаши Дулиттл!..

    И, конечно же, Андрей Кылосов, который похож на английского аристократа, как… не хочу никого обидеть сравнением. Да и дался нам этот аристократ! Он и играет обычного мужчину, увлеченного своим делом, убежденного трудоголика и пофигиста, который считает излишним тратить душевные силы на всякие там амуры и прочие нежности, поскольку дамы и так приносят ему домашние туфли по первому требованию. Поэтому знакомая история звучит на новый лад. И именно этот Хиггинс в итоге избавляется от своего твердокаменного образа, оживает под влиянием своей Галатеи, потому что любовь - это труд для двоих.

    А настоящий ливень, который проливается на голову ошалевшего от счастья профессора и вдруг превращает все сценические эмоции в настоящие, заставляя зрителя ахать и по-детски радоваться, предлагаю считать хорошей для театра приметой. Тем более, что вскоре Александр Исаков опять приступит к репетициям в нашем театре: весной зрителя ждет премьера комедии-балета "Бал воров" по пьесе Жана Ануя. Нет, не так: учитывая все вышесказанное, зритель ждет премьеры. С надеждой и нетерпением.

    Поделиться