Телевизионный многосерийный фильм "Ликвидация" продолжает будоражить умы и души зрителей (о высоких рейтингах сериала "РГ" -Неделя" писала в прошлом номере). Сегодня мы публикуем мнение режиссера Сергея Урсуляка. А также приглашаем к разговору читателей.
Российская газета: Сергей, я одесситка, поэтому смотрю сериал с особым трепетом. До вас доносятся какие-то отголоски? Вам звонят, делятся впечатлениями?
Сергей Урсуляк: Конечно. Во-первых, фильм вначале показали на Украине. Мне многие звонили оттуда, я читал какие-то отзывы по Интернету.
РГ: А из Америки вам не звонили? Насколько я знаю, пиратские кассеты дошли даже туда.
Урсуляк: Пиратские кассеты дошли и до Австралии, и до Аргентины. Из обоих мест мне уже были сообщения.
РГ: Что вас зацепило в них?
Урсуляк: Меня порадовало одно: картина делалась для того, чтобы люди смотрели. Ее смотрят! Понравиться всем невозможно. Но пока положительные отзывы явно превалируют над отрицательными. А все остальное… Поживем - увидим, как сложится дальнейшая судьба этой картины.
РГ: Как вы относитесь к сравнениям с фильмом "Место встречи изменить нельзя"?
Урсуляк: Про "Место встречи…" я за последние две недели рассказываю больше, чем за всю жизнь. Что не может меня не печалить, потому что моя картина никакого отношения к этому фильму не имеет.
РГ: Тогда вас должно было возмущать, что на канале, анонсируя "Ликвидацию", демонстрировали отрывки из "Места встречи…".
Урсуляк: Возмущать меня это не может по той причине, что канал волен сам позиционировать картину как угодно. Но когда в головах людей, которые в принципе должны рассуждать трезво и оценивать вещь как вещь, возникают не очень внятные ассоциации… Собственно говоря, их две: это время действия, в обоих картинах послевоенное, и место работы главного героя. То, что ловят банду и там и там - так во всех детективах что-то ловят.
РГ: А Сенька Шалый и Кирпич?
Урсуляк: Ну, какой Кирпич? Где и кто у меня в картине Стас Садальский?
Во-первых, Кирпич не сотрудничал с УГРО, как Шалый. Кирпича прихватили, он просто по дурости все и выдал. Но опять же, тогда можно сказать, что у нас женщины ходят в платьях так же, как и в фильме "Место встречи…".
Высоцкий и Володя Машков. Ну, что общего между ними? Единственное, что они не богатырского размера и очень привлекательны по-мужски. Вот единственное, что их роднит. А все остальное - абсолютно разное.
Я очень высоко ценю "Место встречи…", замечательно отношусь к Говорухину, но я не делал ничего похожего на "Место встречи".
РГ: Демонстрация фильма в разгаре. Вы сейчас общаетесь с Машковым, с Крючковой? У них есть уже какие-то отклики, впечатления?
Урсуляк: Конечно. И Светлана Николаевна, и Володя с большой любовью относятся к этому фильму и к своей работе в нем. Естественно, они переживают за картину: их огорчают отрицательные отзывы и очень радуют положительные. Все как у людей: нормальные человеческие рефлексы.
РГ: Сергей, а как ваша жена Лика Нифонтова дома реагирует? Вот она сыграла в фильме главную роль - Нору…
Урсуляк: Как вам сказать. Она не перестает готовить. Не рыдает по ночам. Она живет нормальной жизнью, с одной стороны актрисы, а с другой стороны жены. Телевизор она смотрит...
РГ: То есть смотрит, как и все "Ликвидацию"?
Урсуляк: Конечно. И я смотрю.
РГ: И какие ощущения? Вы не думаете так: а вот здесь надо было бы снять по-другому.
Урсуляк: Я очень тяжело смотрю свои фильмы. Думаю: вот здесь хорошо бы исправить, а вот это вроде ничего. Смотрю "Ликвидацию" отстраненно, как на сделанную работу, которой я в целом доволен. В целом задачи, которые ставил перед собой, я выполнил. Другой разговор, что можно было сделать это лучше. Но это уже вопрос одаренности. Иной человек, более талантливый, может быть, и выполнил бы эту работу лучше, а я сделал как смог.
РГ: Сейчас говорят про ляпы фильма "Ликвидация": не так снято с исторической точки зрения, не та машина, не то попало в кадр…
Урсуляк: Я вам скажу, что есть ляпы и ляпы. Есть вещи, на которые я шел сознательно. Когда мне говорят, что фильм "Подвиг разведчика", который смотрят мои герои, выпуска 1947 года, я это прекрасно знал. Как знаю, что песня, которую поет Полина Агуреева в фильме, появилась в 1954 году, а никак не в 1946-м.
Но вот на эти вещи я шел сознательно, понимая, что: а) я делаю не историческое документальное кино; б) мне и то и другое, что называется, по духу нравилось гораздо больше, чем точный фильм 1946 года или точная песня этого же времени. Наверное, там есть еще ошибки, но мне кажется, что поскольку фильм не претендует на абсолютную достоверность, а скорее является фантазией на темы Одессы, должна быть не правда, а некое правдоподобие.
Естественно, мы избегали в кадре телевизоров и мобильных телефонов. Но чтобы мы как-то особенно скрупулезно следили за фактами… Мне кажется, что не в этом дело. Да, у нас ездит машина 1952 года. Но для меня это роли не играет.
Огромное количество сейчас появилось "прототипов образа Гоцмана". А у нас это образ собирательный. Достаточно абстрактный. Нам скорее был важен одессит вообще, а не конкретный человек. Ничего большего за этим нет. Если так рассуждать, то завтра появится прототип сына Гоцмана, мы найдем в Израиле Нору, которая иммигрировала в 70-е годы… Сейчас из всех щелей полезут герои этой картины.
РГ: Мне очень понравилось, как в фильме сыграл Маковецкий. Говорят, что его жена одесситка повлияла. В этой же роли снимался Андрей Краско, жизнь которого оборвалась. И кто-то углядел, что якобы фамилии Краско нет в титрах.
Урсуляк: А почему она должна быть в титрах? Андрей не сыграл в этой картине. Странно было бы, если бы я поставил в титрах фамилию Краско. Есть специально смонтированный ролик с кадрами, в которых успел сняться Андрей. Те, кто купят DVD, увидят. Или, может, в фильме о фильме это покажут.
РГ: А не было идеи одной строчкой выразить ему благодарность в титрах?
Урсуляк: Не было. Как вам сказать… Этот фильм не посвящен памяти Андрея Краско, при всем моем огромном к нему уважении и любви.
РГ: "Ликвидация" оттянула рейтинги у выборов. Вы когда узнали эти высокие цифры, какая реакция была?
Урсуляк: Вы знаете, чтобы оттянуть рейтинги у выборов, как говорится, большого фокуса нет. Вот у "Ледникового периода" - другое дело.
В документальном фильме "Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о "Ликвидации" авторы делают попытку разобраться, что правда в легенде о том, как в 1946 году маршал Жуков буквально в считаные дни ликвидировал преступность в Одессе. А также что правда, а что художественный вымысел в самом телесериале "Ликвидация". Авторам документального фильма удалось найти реальных работников одесского уголовного розыска, которые ловили бандитов в 1946 году. Их слова, а также рассказы современников маршала Жукова, его сослуживцев легли в основу фильма. Автор - Ирина Чернова, режиссер - Максим Файтельберг.
"Россия", 22 декабря, 22.55.