Грядущий год будет ознаменован серьезными изменениями в земельном законодательстве. "Мы не сдвинулись ни на шаг, выбор не сделан даже по базовым вопросам", - резюмировал начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович на вчерашней конференции в "Президент-отеле". Уже в весеннюю сессию Госдума примет закон о налогообложении недвижимости.
Проблем две. Во-первых, сделки с землей по-прежнему трудны, непрозрачны и взяткоемки, а гарантии собственности размыты. Во-вторых, именно в силу этого власть не может брать с недвижимости достойный налог, что подрубает экономику муниципий. И обе эти проблемы упираются в кадастр, который никак не могут сформировать.
Имущественный комплекс нужно объединять (земля плюс здания), а оценку БТИ - заменять на рыночную. С этим согласны все, кроме ведомств, существование которых имеет смысл, пока и разделение, и система БТИ. Мэр Москвы Юрий Лужков прямо называет оценку БТИ "обязаловкой", на которую никто не обращает внимания.
Одни предлагают полностью заменить "обобщенную" оценку БТИ на "точечную", рыночную (за это ратует председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский). Другие возражают: "Точечная оценка не может существовать в принципе без массовой" (замминистра финансов Сергей Шаталов). Одни видят рыночного оценщика в виде "серьезного юрлица" (г-н Лужков), другие готовы допустить в этот бизнес и индивидуальных предпринимателей, но лишь для мелких сделок (г-н Дворкович).
Спор этот глубинный. "Независимый рынок оценки" с 2000 года мыслился как панацея для того, чтобы все отрегулировалось само (позиция минэкономразвития при Германе Грефе). Практика показала иное, но в "невидимую руку" (теперь уже не рынка, а саморегулируемых организаций) еще многие верят.
Эта базовая дискуссия прорывается на поверхность и в другом вопросе. Из Госдумы вышла экстравагантная идея отменить деление земли на категории. "За" - бизнес, которому надоело держать сто юристов, отдельно по сельским, лесным, поселенческим землям и так далее. "Против" - ведомства, рулящие этими кусками земельного фонда. Но не все так просто. Понятие "категория" предлагается заменить термином "наилучшее использование" (если на земле можно и картошку сажать, и дом построить, то налог берем, исходя из последнего предположения). Г-н Дворкович крайне осторожен: "Оценить, что такое "наилучшее использование, крайне сложно. Учитывать ли, например, Генплан развития Москвы, потенциал ее развития для исчисления налога?"
И все это месиво идей замыкается на тот простой факт, что генеральной переписи земли и имущества, то есть кадастра, нет. Г-н Шаталов констатировал: "Мы до сих пор не знаем числа участков и объектов недвижимости, нет реестра собственников, к самому кадастру у нас претензии, и реестр вряд ли будет сформирован ранее 2010 года", причем "нас ждет много открытий", то есть домов и земли, о существовании которых государство даже не подозревает.
Если бизнес заинтересован в простоте сделок и неприкосновенности их итогов, то государство - в налогах. Это, впрочем, связанные вещи: с того, что трудно зарегистрировать и что по этой причине не зарегистрировано вообще, налога не возьмешь. Г-н Лужков вчера сообщил, что имущественные налоги составляют 5 процентов в общей сумме фискальных поступлений столицы, вспомнив в который раз, что в Европе этот показатель достигает 70 процентов. Такова позиция всех субъектов и муниципий. Но экономист Григорий Томчин предлагает, напротив, снять с кадастра фискальную направленность (грамотно управляя, муниципия, по его словам, получит больше, чем просто от налогов). Вряд ли идея будет поддержана: с местными властями согласны и федеральные. Так, г-н Шаталов обозначил имущество как "одно из направлений налоговой реформы, по которому движения нет". Но двигаться надо осторожно. 300 миллиардов рублей - столько собирают все муниципии страны налогов на землю. Может, это и "копейки" по сравнению с тем, что могло бы быть, но "любое решение нарушит баланс межбюджетных отношений", говорит замминистра.
Но - по факту - он в одиночестве), то налог на недвижимость будут поднимать. Естественно, все уверяют, что граждан это коснется в последнюю очередь. Так, г-н Лужков призывает изменить налоговую конструкцию, перенеся тяжесть налогового бремени с результатов хозяйственной деятельности на средства производства, а народ не трогать: 80 процентов граждан все равно платить не смогут. Г-н Дворкович в чем-то согласен: низкие налоги на имущество позволили накопить активы, пора постепенно смещать приоритеты. Но и не согласен: да, бедным - льготы, а богатые пусть платят за свои особняки. "Я уверен, что они к этому давно готовы. Это оптимально дополнит плоскую шкалу налога на доходы физических лиц, сделает налоговое бремя несколько более прогрессивным" (в смысле - зависимым от доходов, не уравнительным).
Г-н Дворкович полагает, что уже в весеннюю сессию Дума может принять закон о налоге на недвижимость. Но вводиться он будет по решению регионов, по мере их готовности, до 2012 года и даже позже. Что касается прозрачности сделок, над этим думают лучшие мозги РСПП.
Однако бросается в глаза, что "основа основ", кадастр, формируемый разношерстной системой специалистов, состоящий из разнородных баз данных, да еще отчасти и засекреченный (закон о гостайне никто не отменял) - как был ахиллесовой пятой, так ею и пребывает. Видимо, формирование кадастра окончательно спустят в регионы. Не приведет ли это к так называемым "межрегиональным налоговым конфликтам", пока не понятно.
Напоследок замглавы минфина пожелал специалистам-земельщикам "интеллектуального наслаждения от процесса". Да уж, с процессом-то как раз все хорошо. С результатом проблема.