В Москве отмечали 100-летие создателя столицы Бразилии Оскара Нимейера

Знаменитому бразильскому архитектору Оскару Нимейеру исполнилось 100 лет. Музей архитектуры (МУАР) по примеру других мировых музеев присоединился к чествованиям ветерана модернизма, открыв его выставку "Поэзия форм" и поздравив мэтра по телефону.

Нимейер и поныне творчески активен, поэтичен, остроумен и жизнелюбив (кстати, в прошлом году он снова женился). И потому, обманув ожидания публики, рассчитывавшей на прямой "телемост", он сбежал на свою фазенду. Что очень по-бразильски. Ведь и обитатели - служащие построенного им города Бразилиа - лишь три дня в неделю работают в этой официальной столице страны, предпочитая все остальное время проводить в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу или еще где-нибудь.

Так или иначе, мэтра все же "достали" с помощью посольского мобильного телефона, и он получил поздравления по-русски, чего он не слышал уже лет эдак 45. То есть с тех пор, как ему вручали Ленинскую премию "За укрепление мира между народами". В ответ старейший модернист пожелал местному архитектурному сообществу держаться своих корней - то есть традиций конструктивизма, как он сам придерживается своих. Это поглаживание мэтра было с приятностью воспринято аудиторией, а особенно организаторами выставки из Фонда содействия сохранению культурного наследия "Русский авангард".

По случаю чествования выставку сделали подчеркнуто видовой. Огромные фотографии воплощенных и еще находящихся в рабочей стадии проектов плюс большие макеты создают эффект почти реального присутствия. Можно как бы прислониться к стене церкви святого Франциска Ассизского в Пампулье, постоять под витражным куполом Кафедрального собора или прогуляться по пандусу Музея республики в Бразилиа. Если и этого вам мало, то посмотрите дома на видео старый фильм Филиппа Де Брока "Человек из Рио", в котором молодой Бельмондо белкой прыгает по конструкциям и арматурным переплетам строящейся Бразилиа.

Огромные фотографии плюс большие макеты создают эффект почти реального присутствия.Далее на такой же огромной карте мира можно видеть, как из закрашенной красным Бразилии во многие страны расходятся красные же капиллярные линии: в Париж (здание ЦК французской компартии), в Гавр (культурный центр), в Алжир (мечеть и университет), в Милан (здание издательства "Мондадори") и т.д. Это надо понимать как гуманистическую экспансию архитектора, не только модерниста, но и коммуниста. Да, Нимейер - коммунист с редким по нашим временам 62-летним стажем. Похоже, зная его именно и только в таком качестве, выставку посетил г-н Анпилов. Походил-побродил, да и ушел, видимо, не желая разбираться в изгибах формализма. А изгибов у Нимейера действительно хватает. И не только в его волнообразной архитектурной графике, которую так любили советские архитекторы 60-х и 70-х годов, но и вообще на его жизненном пути практикующего строителя. Он проектировал и виллы, хотя очень тяготился этими заказами, поскольку всегда мечтал о большой общественной архитектуре. Он всегда мыслил и мыслит гектарами площадей и огромными объемами. Когда наконец в середине 1950-х было решено строить новую столицу Бразилии город Бразилиа, Нимейер дождался своего звездного часа. План города в основном разработал его старший коллега Лусио Коста, с которым они когда-то вместе работали у знаменитого Ле Корбюзье.

К госзаказу Нимейер отнесся как к сверхзадаче всей своей жизни - построить ни больше ни меньше "первую столицу современной цивилизации". Похоже, она ему виделась как "Город Солнца" или как "Город-сад". И тут модернист и коммунист стали почти неразличимы. Правда, коммунист оказался не марксистом, а каким-то социалистом-утопистом в духе Фурье.

Нимейер не столько строил функциональные архитектурные объекты, сколько возводил памятники архитектуры еще невиданной цивилизации. Он сочинил ее стиль, в котором форма индейской хижины уживалась с аркадами колониальной архитектуры, а звездчатые столбы и сферические купола (так похожие на "летающие тарелки") уже заглядывали в будущее космической эры. Он придумал и принципы жизнеустройства Бразилиа, где все будут ездить только на автомобилях (иначе им просто не успеть на службу), где непрестанно будут любоваться искусством и архитектурой. Проблема жилья и рекреационных зон как-то выпала из его высоких и грандиозных планов. Вот и летают теперь самолетами служащие столицы на протяженные выходные в Рио и Сан-Паулу. Со временем город обрастал спальными микрорайонами, да и сам его план все время корректировался. В итоге Нимейер разочаровался в своем детище, но не окончательно - он и посейчас героически достраивает свои объекты. Надо полагать, для Истории, которую он пишет только с прописной буквы.