18.12.2007 01:58
    Поделиться

    Итоги кубанского "Биеннале2007" вызвали жаркие дискуссии

    Среди 400 работ участников восьмого краевого смотра-конкурса на лучшее произведение живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства не нашлось ни одной, достойной Гран-при.

    Решение жюри вообще вызвало множество вопросов как в творческой среде профессионалов, так и среди зрителей. То, что не выявили работы, которая могла бы получить Гран-при, не в новинку - такое уже бывало. Значит, среди двухсот участников конкурса не нашлось признанного лидера, который смог бы получить не менее двух третей голосов членов жюри. Но вот то, что многие из работ, отмеченных этим ареопагом, вызывали столь яростные споры с привкусом скандала, случилось, пожалуй, впервые.

    Нагляднее всего это проявилось в номинации "Скульптура", где за призовые места соперничали мастера, чьи работы уже украшают улицы краевой столицы. Но как соизмерить творческие усилия, потребовавшиеся Александру Аполлонову для воссоздания величественного монумента в честь Екатерины II, Алану Карнаеву для глубоко философской скульптуры "Ангел-хранитель" или Валерию Пчелину для очень милого, но камерного по характеру и размерам (почти в натуральную величину) "Кота на крыше". В результате места были распределены в порядке, обратном нашему перечислению, и "Кот" победил "Императрицу".

    - В этом проявляется гротесковый характер современной культуры, где все смешалось и разновеликие явления поставлены на одну доску, - считает искусствовед Татьяна Соколинская.

    Иное мнение у члена Ассоциации историков искусств и художественных критиков стран СНГ Натальи Щурик. Она уверена, что все вопросы обусловлены несуразицами в организации конкурса, которые за 14 лет его существования стали уже очевидны. И для того, чтобы кубанское биеннале не превратилось в дежурную выставку или мероприятие "для галочки", необходимо прибегнуть к опыту европейских культурологов. Например, увеличить число номинаций, отделив актуальное искусство от традиционного, монументальное от камерного. А также "усилить" жюри искусствоведами и критиками, сократив представительство в нем художников, принадлежащих к различным группам и школам. Необходимо уделить особое внимание молодым. Но прежде всего - ужесточить условия отбора и формирования экспозиции.

    Поделиться