19.12.2007 04:40
    Поделиться

    Воронежcкие власти хотят напугать недобросовестные управляющие компании

    Воронежцам не просто выбрать организацию-управдома

    Сегодня городские власти готовят - и сразу после праздников в январе обещают обнародовать - перечень управляющих компаний, недобросовестно выполняющих свои обязанности. Предполагается, что "черный список" должен уберечь жителей столицы Черноземья от неправильного выбора компании.

    ГУК с гаком

    По словам жителей дома №25 по улице 60-й Армии, они сами толком не поняли, каким образом оказались в числе "подопечных" городской управляющей компании (ГУК). В прошлые рождественские каникулы, когда ум и тело пребывают в расслабленном состоянии, по квартирам жильцов ходили трое соседей и собирали подписи. Большинство думали, что расписываются за получение разъяснительно-информационного листка про способы выбора управления многоквартирным домом. Однако по прошествии полугода выяснилось, что все намного серьезнее. Рассказывает бухгалтер Галина Николаевна: "Так случилось, что 31 августа у меня прорвало кран - горячей воды в квартире было по колено. Прихожу в наш РЭП - мол, срочно дайте слесаря, а мне и отвечают: ваш дом с 1 сентября передают ГУКу - вот туда и обращайтесь. После долгих препирательств слесаря все-таки прислали - правда, пришлось заплатить ему за работу. Так мы и узнали, что находимся под ГУКом".

    Еще спустя недели две некоторые жители, пришедшие в местный паспортный стол по своим делам, обнаружили в здании кабинет с табличкой ООО "Легион". Рядом висело объявление - из него явствовало, что эта организация обслуживает с десяток домов, в числе которых - и дом 25-й по 60-й Армии. Тут уж жители совсем запутались - когда это их успели передать из ГУКа какому-то "Легиону"? Ведь жилой дом - не ручная кладь в конце концов…

    Своей кульминации эта история достигла во второй половине октября, когда почти везде в городе уже дали тепло. А в домах, находящихся под крылом "Легиона", жители продолжали мерзнуть, и телефон обслуживающей организации не отвечал. Люди уже не знали, в какие двери им стучаться. В ситуацию пришлось вмешаться городским властям, и в конце месяца в квартиры все-таки пришло тепло.

    Чтобы узнать, какие такие перипетии приключились с девятиэтажкой в Северном районе, корреспондент "РГ" обратился в департамент развития городского хозяйства. Выяснилось в частности, что Городская управляющая компания заключила договор с "Легионом", оказавшимся не на словах, а на деле обществом с весьма ограниченной ответственностью, фактически сорвавшим начало отопительного сезона. После нескольких таких инцидентов городские власти порекомендовали ГУКу расторгнуть отношения с этой организацией.

    Компанейщина

    Впрочем, сейчас неизвестно, что будет с самим ГУКом, который был создан в середине прошлого года по инициативе городских властей. Причем процесс создания сопровождался протестами со стороны коммунальной общественности. Но власти настояли на своем: объяснили, что ГУК станет своего рода щитом, который защитит население от мошенников, "мимикрирующих" под добропорядочные УК. Тем более, что случаи махинаций подрядных организаций с коммунальными деньгами не так уж редки. Одним словом, ГУК позиционировался как временная "переходная" структура, которая в соответствии с идеологией Жилищного кодекса по мере формирования рынка управляющих компаний будет уступать свои позиции добросовестному социально-ответственному частному капиталу. Но сейчас ветер подул в другую сторону: на одном из последних совещаний мэр Воронежа Борис Скрынников, не расшифровывая, впрочем, причин, заявил, что к Городской управляющей компании есть претензии и что лучше жителям ориентироваться на вновь созданные районные компании (РУКи то есть). Около 600 домов уже находятся в стадии передачи.

    Сегодня в Воронеже существует семь "муниципальных" управляющих компаний и еще 35 частных (причем 20 из них - в Северном районе, где сплошь новостройки). Во главе большинства частных управляющих компаний стоят бывшие директора РЭПов (в качестве совладельцев компании или нанятых менеджеров), обслуживающий персонал, как правило, оттуда же. Практически все вновь созданные компании - ООО. В этом отчасти и таится опасность. Создать такое общество можно, имея на руках всего 10 тысяч рублей (именно таков его уставной капитал). После чего, не имея никакой производственной базы или штата, можно "презентовать" себя как УК.

    Создать управляющую компанию можно, имея на руках десять тысяч рублей - в качестве уставного капитала

    Правда, по словам руководителя департамента городского благоустройства Александра Ковалева, откровенные жулики в этой сфере пока не объявлялись, но есть недобросовестные компании: "Некоторые не уделяют должного внимания качеству предоставляемых услуг и не всегда оперативно реагируют на жалобы жителей". Хотя, справедливости ради, надо сказать, что ровно такие же заслуженные упреки всегда адресовались и райдезам с РЭПами. Но тогда люди хотя бы точно знали, куда обращаться, если не дали отопление или прорвало трубу. Сегодня же, как показывает пример с девятиэтажкой в Северном районе, жильцам почему-то не считают нужным предоставлять даже минимум справочной информации.

    Корреспондент "РГ" наведался в дома, которые обслуживает одна из старейших в городе частных УК, у которой к тому же "незапятнанная трудовая биография". Первое, что бросилось в глаза: в каждом подъезде каждого из 15 многоэтажных домов висит табличка - "Уважаемые жильцы! Вас обслуживает такая-то компания. Телефон круглосуточной диспетчерской службы - такой-то". Да и в самой диспетчерской службе руку держат на пульсе - задания персоналу раздают: в том подъезде надо лампочку перегоревшую заменить, в другом - паутину убрать, а тут жилец жалуется на холодную батарею в одной комнате - надо причину выяснить, и так далее. Здесь полный штат (что само по себе большая редкость) электриков, дворников, слесарей и текучки не наблюдается, поскольку зарплата хоть и ненамного, но все-таки выше, чем у коллег в "однопрофильных" организациях.

    Запутались в сетях

    Сегодня к разногласиям между властями и управляющими компаниями добавилось еще одно. Речь идет об обслуживании "бесхозных" тепловых и водопроводных сетей. Дело в том, что магистральные трубопроводы обслуживают "профильные" МУПы, управляющие компании, ссылаясь на постановление правительства, согласны нести ответственность только за те коммуникации, что находятся внутри дома. Таким образом, подводящие сети оказались в "пограничном" неопределенном состоянии. Власти настаивают на том, чтобы УК взяли их под свою ответственность, последние же всячески отказываются (зачем вешать на себя "лишние" траты?) и в то же время опасаются: а вдруг как рядом с домом прорвет трубу… Жильцам ведь бесполезно объяснять про зону ответственности, им не объяснения нужны будут, а тепло и вода. Что в этом случае делать? Придется брать кредит в банке.

    Однако на днях стало известно, что в мэрии приняли решение (и оно было поддержано городской Думой) о создании МУПа "Ресурсосбережение", который как раз и займется обслуживанием "промежуточной" инфраструктуры. Хотя многие специалисты говорят, что гораздо целесообразнее было не множить МУПы, а передать их на обслуживание (подкрепив соответствующими финансами) предприятиям уже существующим - "Теплосетям" и "Водоканалу". 

    Прямая речь

    Галина Иванова, жилец 25-го дома по ул. 60-й Армии:

    - Нам настойчиво внушают: теперь вы - хозяева своего дома и должны выбрать управляющую компанию. Как и из чего ее выбирать?! Это ведь не колбаса в супермаркете… После того как нас проморозили две недели, мы решили отказаться от прежней управляющей компании и сразу появилось предложение от нового ООО, образованного на базе нашего РЭПа. И мы на него согласимся. Наверное, не лучший вариант, но там хоть знаешь, к кому обратиться, и работают те же слесари и электрики, которые обслуживали нас раньше.

    Виктор Марков, руководитель управляющей компании:

    - Управляющей компании экономически выгодней работать напрямую с жильцами, поскольку нет посредников - в лице того же райдеза, где, хочешь ты того или нет, какая-то часть денег все равно оседает, а собственный ИТР мы сжали до минимума. Таким образом, "высвободившиеся" средства можем пустить на обновление материально-технической базы, на повышение зарплаты обслуживающему персоналу и другие неотложные нужды.

    Выбор управляющей компании - сегодня действительно серьезная проблема. Во-первых, и предложений не так много, во-вторых, жители никак не могут определиться не то что с компанией, а даже со способом управления. Некоторые не могут элементарно собраться и прийти к консенсусу - у нас тут по соседству есть дом, где жители вот уже год собрания устраивают, но воз и ныне там. Другие не хотят брать на себя ответственность за собственность, которая нуждается в капитальном ремонте, хотя здесь-то как раз вопрос снят - в связи с созданием фонда содействия реформированию ЖКХ в 250 миллиардов рублей.

    Александр Ковалев, руководитель Департамента городского развития администрации Воронежа:

    - Рынок управляющих компаний пока "не народился": чуть больше трех десятков УК для миллионного города - это немного. Мы очень надеялись, что сюда придут строительные организации, у которых есть и специалисты, и необходимая производственная база, но почему-то строители - за исключением двух-трех крупных организаций - в эту сферу не очень-то торопятся. В любом случае уже работающим и вновь созданным управляющим компаниям надо уяснить себе: коммунальные деньги населения - это стабильный доход, что называется, живые оборотные средства, за которые надо бороться прежде всего качеством предоставляемых услуг. Сегодня мы собираем жалобы населения, потом подготовим и после праздников обнародуем список - какие управляющие компании не справляются со своими обязанностями. Хотя, может быть, и заработаем себе иски в суд.

    P.S.
    Те дома, жильцы которых до 1 января 2007 года не определятся с выбором способа управления, будут выставлены на конкурс. Как сообщили в мэрии Воронежа, все необходимые для этого документы уже готовы, также сформированы 22 лота.

    Поделиться