Новости

22.12.2007 02:00
Рубрика: Общество

Прилетел вдруг волшебник

Эдуарду Успенскому исполнилось 70 лет
Один из лучших и, конечно, самый знаменитый детский писатель нашего времени сегодня отмечает свое семидесятилетие. Создатель Чебурашки и Крокодила Гены, Кота Матроскина и почтальона Печкина уже завоевал бессмертное место в истории детской литературы. И не только российской.

С Эдуардом Успенским мне удалось пообщаться лично в Китае, когда Россия выступала Почетным гостем на Пекинской книжной ярмарке. К удивлению своему, я узнал, что и в Китае книги Успенского пользуются большой популярностью. А вот в Америке их долго не хотели переводить.

- Эдуард Николаевич, каким образом китайский ребенок понимает вашего мальчика, который живет в Простоквашино? Подмосковная деревня - это совсем другие реалии...

- Эта тема волнует детей в любой стране. Всякий ребенок хочет что-то сделать помимо воли своих родителей. Обустроить дом, найти клад. Вот в Америке "Каникулы в Простоквашино" долго не хотели переводить, потому что американцам непонятно: как это маленького ребенка можно оставить без присмотра? Потом все-таки перевели. А китайским детям это нравится, как, наверное, детям всего мира.

Потом, перечитав "Каникулы в Простоквашино", я понял еще один секрет китайского успеха российского сказочника. У него дядя Федор, Кот Матроскин и Шарик сумели купить трактор, ездящий на супе и картошке.

Вообще секрет популярности Успенского, кажется, заключается в чрезвычайной "хозяйственности" его героев. Трагедия Чебурашки была в том, что он вдруг оказался никому не нужен. А это прежде всего непорядок, безалаберность. Ну и что, что с большими ушами, без имени и прописки. Имя придумаем, уши превратим в бренд, а под бренд "Чебурашка" построим дом-кондоминиум, где будут жить такие же бесхозные существа. То есть не какой-то там абстрактный гуманизм, а хозяйский подход к делу. Я бы даже сказал капиталистический, если бы это слово не было так опошлено.

Ну а уж про Кота Матроскина и говорить нечего. Этот деревенский кулачок с обворожительным голосом Олега Табакова приучал не только детей, но и взрослых к товарно-рыночным отношениям задолго до перестройки. От Мальчиша-Кибальчиша с его пафосом "и как один умрем в борьбе за это" до прижимистого Кота Матроскина с не менее завораживающим пафосом частной собственности и конкретной выгоды прошла целая эпоха. Детская литература вообще, как ни странно, лучше отражает историю страны. Но главное - она всегда работает на опережение. Гайдар учил довоенных детей умирать на поле брани, Успенский - выживать в новых экономических условиях.

Но, в конце концов, это просто вопрос таланта и понимания детской психологии. Детей не обманешь. Они сами кого хочешь обманут. Потому что у каждого из них есть своя "военная тайна" и свой дом в Простоквашино.

Общество Ежедневник Стиль жизни Культура Литература
Добавьте RG.RU 
в избранные источники