26.12.2007 04:30
    Поделиться

    Частные детские сады Екатеринбурга уходят в подполье

    Частный бизнес подключился к решению проблемы катастрофического дефицита мест в детских садах. В течение 2007 года несколько предпринимателей Свердловской области финансировали строительство новых дошкольных учреждений.

    По законам рынка

    Об этом торжественно заявила администрация Екатеринбурга после открытия частного детсада на ВИЗе - впервые в городе его собственником стал бизнесмен, а не мэрия. Трехэтажное здание повышенной комфортности стало спасением для жителей микрорайона, где на 80 тысяч жителей впервые за многие годы появился детский садик. По словам заведующей Натальи Вишневой, все места в нем родители расхватали еще задолго до открытия. Не остановила даже плата - от двенадцати тысяч рублей в месяц.

    Однако детсад всего лишь арендует здание у частного собственника и платит по рыночным ценам, на что уходит 80 процентов дохода. На дотации от государства и постоянное взвинчивание родительской платы рассчитывать не приходится. Поэтому остаются опасения - выживет ли.

    - Интерес к зданию чисто коммерческий, - говорит предприниматель, купивший недавно новый детсад. - Так как муниципалитет отказался его выкупать, я вложил более 70 миллионов рублей. Если детсад окажется не в состоянии платить мне арендную плату, придется перепрофилировать здание. Ведь по принятым гордумой Екатеринбурга правилам землепользования и застройки один земельный участок может использоваться под несколько зон: детсад, офис или магазин.

    По прогнозам института экономики УрО РАН, принятая в регионе политика не позволит кардинально сократить очередь в дет­сады за ближайшие десять лет. Между тем потенциальными клиентами частных садов готовы стать 15 процентов населения региона, семь процентов из которых - люди с высокими доходами, а это более 90 тысяч жителей только в Екатеринбурге. Люди готовы платить за улучшенные условия для ребенка: вежливый персонал, хорошее питание, бассейн и английский язык. Но, несмотря на огромный спрос, этот бизнес на Среднем Урале практически не развивается. Почему?

    Частная проблема

    Частные дошкольные учреждения появились в регионе пять лет назад, возникнув на базе частных школ. Переломным моментом стало для них принятие в 2005 году закона об образовании.

    - Раньше из федерального бюджета нам поступали дотации, хоть и мизерные - 200 рублей на человека в год, но это давало возможность получать льготные тарифы на тепло и электроэнергию, - говорит директор частного дет­сада и школы Алла Балтина. - А с мая 2005 при начислении коммунальных тарифов нас отнесли к категории "прочие", что повлекло 100-процентный рост платы. Теперь ежемесячно мы вынуждены брать с ребенка по 1000 рублей только за тепло.

    В Екатеринбурге осталось семь частных садов из 14 - многие не выдержали жестких условий и ушли под крыло муниципалитета. А другие и вовсе были вынуждены закрыться. Соблюдение санитарных требований - самый больной вопрос. По данным прокуратуры, в ряде городов треть муниципальных детсадов не может получить лицензию из-за несоответствия требованиям пожарной и санитарной безопасности. Но если муниципалитет может дать гарантийное письмо и детсад продолжит работу, то для частников такой вердикт санврачей смерти подобен.

    - Когда здание уже было готово, пришел новый инспектор Роспотребнадзора и изменил предписания, потребовав практически полностью поменять систему водоснабжения, - рассказывает один из директоров частного дет­сада. - Удивляет не только избирательный подход СЭС, но и разница в финансировании. Так, муниципальный сад на Уралмаше вложил в ремонт 20 миллионов, тогда как мы, делая не менее качественный ремонт, уложились в сумму втрое меньше.

    Единственное послабление частным садам - предоставленная городским комитетом по управлению имуществом 89-процентная льгота на аренду. Однако даже при этом развиваться практически не удается, удержаться бы на плаву, - подводят итоги владельцы частных садов. И перечисляют свои проблемы:

    - Приходится требовать с родителей оплату вперед. А ведь к нам приводят детей не только обеспеченные семьи. При этом мы ограничены в помещении - сдают в аренду маленькие сады в среднем детей на 45. А получить кредит практически невозможно.

    Это признает и заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин:

    - Проблема в том, что основная часть доходов в частных дет­садах принимается от родителей наличкой, банк не знает, какие у клиента доходы. Зарплата выдается в "конверте", бухгалтерский отчет толком не ведется. А что, если завтра Роспотребнадзор закроет детсад? Кроме того, кредит дается под помещение. Садики же занимают не собственные, а арендуемые здания. Но, даже если они купят свое, не факт, что документы оформлены как следует. От момента покупки здания до его учета в регистрационной палате может пройти несколько лет.

    Единственный сектор этого бизнеса, который чувствует себя вольготно, - подпольные мини-садики, расположенные в обычных квартирах. По оценкам прокуратуры, их в области около двух тысяч. Ежегодно прокуратура закрывает 100 таких "заведений". На Среднем Урале начались первые скандалы, связанные с их закрытием. Родители заваливают жалобами прокуратуру в попытке отстоять очередное подпольное "детохранилище", несмотря на то что ребенок находится в весьма спартанских условиях и может подхватить любую опасную инфекцию, вплоть до сифилиса. Но спрос на минисады бешеный: очередь в госсады до многих детей дойдет лет через девять.

    Все по науке

    Чтобы решить проблему кардинально, области нужно построить 240 садов. Но этого не выдержит ни один муниципальный бюджет. Между тем во многих регионах добились субвенций из местных бюджетов на финансирование сети частных образовательных учреждений. Дальше всех пошла Пермь. Администрация заключила муниципальные контракты с частными садами на закупку мест для 168 детей из муниципальной очереди сроком на три года. За каждого ребенка мэрия заплатит порядка четырех тысяч рублей, однако за дополнительные услуги (изучение иностранного языка, подвоз детей до сада) по желанию будут доплачивать сами родители. В Пермском крае начала действовать система компенсаций родителям, чьи дети не посещают детские сады из-за ожидания в очереди. За воспитание ребенка на дому мамы будут получать две тысячи рублей ежемесячно либо смогут потратить эти деньги на частный детсад.

    - Мы более года разрабатывали программу сокращения очереди в детские сады, с помощью которой рассчитываем в течение трех лет кардинально улучшить ситуацию и уменьшить очередь как минимум на 50 процентов, - говорит заместитель начальника департамента образования Перми Павел Горлов. - Помимо традиционных мер - реконструкции и строительства садов, ввели целевое финансирование на сотрудничество с частными и даже минисадиками, а также создание государственно-частных дошкольных учреждений.

    Свердловские чиновники пока не намерены экспериментировать. Проблему мог бы решить минобр, который обладает законодательной инициативой. В 2005 году министр образования Свердловской области Валерий Нестеров сделал запрос об увеличении финансирования частных образовательных учреждений региона. На что министр финансов Мария Серова ответила, что предоставление субвенций негосударственным образовательным учреждениям возможно только в рамках целевой образовательной программы. При этом, по заявлению Федерального агентства по образованию, при расчете субвенций необходимо учитывать весь контингент детей - не важно, в частном или государственном заведении он обучается. Возникает резонный вопрос: куда уходят деньги, предназначенные учащимся негосударственных учреждений? На другие статьи? В следующем году на строительство детсадов того же Екатеринбурга заложено почти на 70 миллионов больше, чем в 2007-м.

    - Екатеринбург - третий в стране мегаполис после Москвы и Санкт-Петербурга по темпам прироста населения, - говорит начальник управления образования столицы Урала Евгения Умникова. - Наш приоритет - реконструкция и строительство садов за счет средств горбюджета. Политика, может, не такая быстрая, зато более надежная. Хотя еще три-четыре года назад мы не могли предположить, что такая возможность появится. В контакте с областным правительством возвращаем здания, находившиеся в федеральной собственности. Но кардинально улучшить ситуацию в ближайшее время способна только целевая программа строительства детсадов на уровне Федерации или области.

    Пока же статистика неутешительна. Если в 2005 году на очереди в дошкольные учреждения Свердловской области стояло 33 тысячи детей, то в 2006 уже 36, а в 2007-м - 36,9 тысячи. Специалисты считают, что возвращение некогда приватизированных зданий под детсады не принесет желаемого результата: санитарные требования ужесточились. Старые здания им уже не соответствуют, проще построить новые.

    До 2010 года в Екатеринбурге планируют построить 35 гостиниц, 20 офисных зданий и только 10 детсадов. Между тем десятки тысяч жителей области и рады бы оплачивать услуги частных садиков, да спрос обгоняет предложение. Предприниматели тоже настроены развивать этот бизнес, но их отпугивают жесткие условия, нестабильность и отсутствие какой-либо поддержки со стороны местных властей. Если бы свердловские чиновники учли эти потребности и начали сотрудничать с частными дошкольными учреждениями, общая проблема могла бы решиться быстрее.

    Комментарий

    Андрей Шеломенцев, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем института экономики УрО РАН, доктор экономических наук:

    - Развивать сектор частных детсадов необходимо - это приведет к формированию конкурентной среды и станет стимулом для дальнейшего развития сферы дошкольного образования.

    Но для того, чтобы конкуренция была справедливой, сады должны работать в равных условиях. Как субъекты социально значимой деятельности частные и муниципальные детские дошкольные учреждения должны потреблять ресурсы по одним ценам. Пока же административные барьеры и неблагоприятные экономические условия (например, высокая арендная плата за помещения) способствуют вытеснению этого бизнеса в "тень". Можно рассмотреть вопрос о разработке целевой программы развития системы детского дошкольного образования на областном или городском уровне.

    Иначе отношение к приоритетному направлению нацпроектов - демографии - можно считать чисто формальным: мы призываем женщин рожать, но не готовим для этого элементарную базу - дошкольные учреждения.

    Поделиться