29.12.2007 05:00
    Поделиться

    Михаил Горбачев: Политика застряла в болоте представлений XX века

    Оправдал ли 2007 год ожидания тех, кто надеялся на сдвиги к лучшему в мировой политике? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Очевидны и плюсы, и минусы.

    Сформулируем вопрос по-иному: дал ли 2007 год надежды на движение к новому видению и вместе с тем на изменение политики, ее адаптацию к вызовам глобального мира? Дискуссий на этот счет более чем достаточно, но до перемен в политике еще, к сожалению, очень далеко. Она застряла в болоте представлений XX века. Старые проблемы (экология, бедность, безопасность) ждут решений.

    В сфере экологии мы у красной черты: 60 процентов экосистем серьезно нарушены. В некоторых регионах возникают конфликты вокруг пресной воды.

    Бедность - сколько по этому поводу сделано заявлений, взято обязательств! Но если что-то и изменилось к лучшему, то за счет усилий самих развивающихся стран, активистов гражданских движений, выдающихся деятелей культуры. Остальной мир в основном наблюдает.

    Безопасность: снова войны (пока локальные), новая гонка вооружений, "в почете" оружие массового поражения, особенно ракетно-ядерное. США и Россия демонстрируют миру свои успехи в этой сфере. Многое будет зависеть от позиций Индии и Китая, которые, по большому счету, пока не втянулись в гонку ядерных вооружений, но интенсивно вооружаются.

    Начало XXI века ознаменовалось новыми вызовами и угрозами. Это международный терроризм, рвущийся к оружию массового уничтожения. Это потепление климата, заставшее мир врасплох. Это нарастание технологического разрыва в мире. Это обозначившиеся пределы обеспеченности мира ресурсами. Это обострение противоречий на мировых рынках и угроза протекционизма. Обозначаются контуры нового мирового противостояния, новые разделительные линии.

    Много сказано о том, что медленно адаптируются к новым вызовам Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности и другие ее структуры. Поэтому все чаще раздаются голоса о необходимости новых организаций.

    Думается, пойти по этому пути было бы ошибкой. Ключ в том, чтобы реформировать действующие институты не с точки зрения интересов самых влиятельных и богатых стран, а с точки зрения интересов всего мирового сообщества.

    В истекшем году сдвиги к лучшему в решении международных проблем достигались там, где обещания вернуться к политическим, дипломатическим методам воплощались в реальном диалоге, серьезных переговорах. Достигнут первый успех на переговорах по северокорейской ядерной проблеме. Важно не останавливаться на этом и довести дело до конца.

    Возникли надежды на реальное возобновление ближневосточного мирного процесса. Сделаны первые шаги. Но быть оптимистом очень трудно: слишком много потеряно за семь лет силовых акций и дипломатического бездействия.

    В нынешнем году ЕС пытался играть более активную роль. Но ему удалось это сделать пока что только в экологической сфере. Благодаря занятой ЕС позиции на конференции в Бали делегация США вынуждена была пойти на компромисс по вопросу о сокращении выбросов парниковых газов. В других же вопросах голос ЕС был почти не слышен, ему еще далеко до обещанного единства и самостоятельности во внешней политике. К тому же европейская политика осложнилась серьезным негативным фактором - планами размещения американской ПРО в Чехии и Польше.

    Нелегко идет процесс обретения Россией своего голоса на мировой арене. Одна из причин этого, а также трудностей в отношениях между Россией и ее соседями в том, что на всем постсоветском пространстве еще не состоялась та устойчивая демократия, которая придает реальную стабильность внутренней политике и авторитетность - политике внешней.

    Демократический процесс идет трудно повсюду. Ярким примером этого является Латинская Америка. Когда в рамках первой волны демократизации на этом континенте правительства (в основном правые) не смогли решить первоочередные проблемы людей, общество резко пошло влево, произошла смена власти: политикам, пренебрегавшим нуждами людей, было отказано в доверии. И все-таки надо подчеркнуть: процесс удалось удержать в демократических рамках. Это подтвердилось и после референдума в Венесуэле. Признав неудачный для себя результат, президент Чавес опроверг обвинения в недемократичности и диктаторских замашках. Это урок для всех.

    Я уверен: шансы на перемены к лучшему всегда есть, если вести переговоры, не прерывать диалог. Тем большую тревогу вызывает проблема Косово. На финише года создается опасный для международного права и международной безопасности прецедент, способный буквально взорвать ситуацию в ряде районов мира.

    Представители США и ряда членов ЕС в Совете Безопасности ООН официально заявили, что возможности диалога по проблеме Косово исчерпаны и продолжение переговоров бессмысленно. Согласно их позиции, отныне ответственность за решение косовской проблемы берут на себя Европейский союз и НАТО. Это неслыханный шаг, несостоятельный в политическом отношении и еще больше - в моральном. В соответствии с международным правом и ранее принятыми резолюциями ООН Косово находится в составе Сербии. И вот впервые в истории две организации берут в свои руки судьбу страны - Сербии, которая не является членом ни одной из них.

    Обрушивая международное право и заменяя его плохо прикрытым произволом, инициаторы такого подхода явно не просчитали все последствия своих действий. В конечном счете ни одна группа стран, даже обладающих сегодня большой мощью, не сможет присвоить себе право вершить судьбы мира.

    Каков же общий вывод? Картина слишком противоречива, чтобы давать окончательный ответ. Многое будет зависеть от того, как мы будем вести дела в 2008 году, исходя из эгоистически понимаемых национальных интересов или понимая, насколько возросла сейчас глобальная взаимозависимость.

    Поделиться