10.01.2008 03:12
    Поделиться

    Уральцы не знают, куда девать мелкую монету

    Ваши копейки обязаны принять в любом отделении банка

    От моей бабушки мне достался медный гривенник - современник Пушкина. Тогда за десять таких монеток можно было купить свинью, а за двадцать - корову. Теперь, внимание, вопрос - что можно купить на десять гривенников сегодня?

    Разница буквально глаза колет. Даже если оставить в покое современников Александра Сергеевича, то еще в моем детстве на копейку можно было купить коробок спичек и стакан воды без сиропа.

    Наверное, поэтому нынешняя мелкая монетка как будто стесняется своей незначительности, делаясь все невесомее и меньше, старается забиться за подкладку кошелька. Теперешняя мелочь валяется под ногами в магазинах и в трамваях, на улице ее не подбирают даже бомжи.

    Итак, проблема - куда девать мелочь, на которую сложно что-либо купить?

    Куры денег не клюют

    В Новосибирске автолюбители не так давно в знак протеста против некачественного ремонта дорог решили отремонтировать дорожное покрытие, закопав в яму на дороге тридцать килограммов металлических монет. На призыв организаторов горожане откликнулись охотно: привозили мелочь во всевозможной таре.

    А как же быть простому неорганизованному обывателю? Такому, как я: экономически не продвинутому и прижимистому, потому как свое кровное, в поте лица заработанное. Выбросить - грех, да и пробросаешься. Ну, денежное дерево можно сделать, которое, согласно не нашей науке фен-шуй, приносит счастье. Еще можно на свадьбе в жениха с невестой прицельно побросать. "Девочки, ну когда же вы замуж-то повыходите, в конце концов?!" - стонала как-то знакомая кассирша в одной конторе, переставляя пятилитровую банку с мелочью.

    Лично я храню мелочь в ведерке из-под майонеза - иногда ребенок играет, говорят, хорошо развивает мелкую моторику, а когда сквозняк, ведерком дверь подпираю. Но однажды, когда пришла пора заводить второе ведерко, мое терпение лопнуло. Я решила заставить мои деньги работать.

    В газетном киоске за выбранный мною товар насчитали восемь рублей сорок копеек.

    - Вот, пожалуйста, сорок копеечек... - радостно начала я.

    - Не надо! - возмутилась киоскерша. - Лучше я вам - шестьдесят.

    - Но это же несправедливо!

    - А у нас там мелочь не принимают, - отрезала киоскерша, показывая глазами куда-то на потолок.

    Пожалев замотанную тетю, отправляюсь в магазин.

    - Ну нет, мне столько мелочи не надо, - затосковала кассирша в "Спорттоварах", отказываясь даже прикасаться к горсти десятикопеечных монет на общую сумму в пять рублей (при том, что я платила двести пять рублей!).

    Но тут я легко выиграла во втором раунде, на уровне старшего кассира, даже до директора не дошло. Стало быть, в магазинах нужно настаивать на своем: чуть что - пригрозить Роспотребнадзором, в ведении которого находятся подобные нарушения.

    Еще вариант: вашу мелочь обязаны принять в любом отделении Сбербанка. У меня, правда, с первого захода не получилось. Стоявшие в очереди на меня посмотрели косо, а девушка в окошечке, тяжело вздохнув, велела "расфасовать по прозрачным пакетикам в соответствии с номиналом и выбрать другое время, чтобы не задерживать очередь". То есть перспектива наличествует. Строго говоря, не имеют права отказывать гражданам, жаждущим обменять мелочь на купюры, и в коммерческих банках - в противном случае на них можно жаловаться в территориальное управление ЦБ по месту регистрации.

    Купите килограмм денег

    Заинтересовавшись историей вопроса, обнаружила в Интернете ссылки на чиновников Центробанка. Они утверждают, что мелочь, выпускаемая "на руки", в кассы банков практически не возвращается, якобы из-за того, что большая часть мелких монет попросту идет на переплавку, то есть серебристые монетки служат для определенной категории граждан настоящей статьей дохода: имеющие в своем составе никель и медь монеты реализуются ими по цене гораздо выше номинала на пунктах сбора цветного металлолома. И даже расчеты приведены: одна тонна копеек - это 666 667 монет, или 6,667 тысячи рублей, или около 247 долларов, если не брать в расчет стоимость покрытия. Стоимость сплава на тот момент составляла порядка 500 долларов за тонну. Значит, прибыль от хранения копеек составляет 100 процентов.

    Тонны копеек у меня, конечно, нет, но бизнес на килограмме можно попытаться сделать, благо, пункт приема цветных металлов находится неподалеку. Но в пункте приема цветных металлов на меня посмотрели странно и вежливо заверили, что попыток обменять грузовик денег на пачку купюр на их памяти не было.

    Очень хочется, но нельзя

    Так может быть, возникает крамольная мысль, "бессмысленные денежки", которые только раздражают население, наглядно демонстрируя ползущую инфляцию, проще и вовсе отменить? Мысль немедленно оказалась не такой уж и крамольной, а вполне банальной. Государство и само копеечке не радо. Научный руководитель госуниверситета "Высшая школа экономики" Евгений Ясин считает, что "мелочь стала практически бременем для денежного оборота". Инфляция стремительно обесценивает нашу мелкую монету. При этом цены на медь, никель и цинк, из которых их чеканят, в последнее время стабильно растут. Так, по оценке специалистов отрасли, изготовление "копеечной" монеты обходится в шесть раз дороже, чем сам номинал.

    Но - "верхи не могут". Потому что, как выясняется, право копить копейки в ведерках и банках (стеклянных) закреплено за гражданами Конституцией, где написано, что российской валютой является рубль, который делится на копейки. К тому же и "низы", с ворчанием распихивающие мелочь по кулечкам, отмене могут и не обрадоваться. И даже скорее всего. Любые реформы, а денежные особенно, россияне воспринимают нервно: пуганая ворона, как известно, куста боится. К тому же хождение мелкого номинала на рынке говорит о стабильном финансовом положении государства.

    Так что российская копейка, которая честно служит уже пять веков, - денежка совсем не бессмысленная, а очень даже символическая. И, может быть, когда наладятся дела в большой, государственной, и малой, семейной, экономике, тогда и копейка вернет себе прежнее достоинство, и будут про нее опять говорить, что она рубль бережет.

    Кстати

    В некоторых странах вопрос с мелочью был решен радикально. Монетный двор Испании, после того как страна решила перейти на евро, переплавил 6,6 миллиарда металлических песет общим весом 30,4 тонны, а новенький металл пошел на изготовление специальных труб и памятных медалей. В небольшом итальянском городке Риети стоит статуя, для создания которой были переплавлены два миллиона итальянских монет, вышедших из обращения на Апеннинах с 1 января 2002 года. Японцы из своих иен отлили колокола мира. Ну и, наконец, можно выпускать эксклюзивные и недорогие ювелирные изделия: обручальные кольца Ленина и Крупской, как известно, были специально отчеканены к венчанию в Шушенском.

    Комментарий

    Андрей Артемьев, председатель комитета администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей:

    - Отношения, связанные с отказом предпринимателя принимать мелкую разменную монету (магазин, сфера услуг), не подпадают под отношения, регулируемые Законом РФ "О защите прав потребителей". Вместе с тем статья 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" гласит: "Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей... на всей территории Российской Федерации". Нарушение предпринимателем этой обязанности является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 ст.14.8 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. Право рассматривать такие правонарушения и налагать за них штрафы принадлежит Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Поделиться