30.01.2008 04:16
    Поделиться

    Абитражный суд Курганской области решил организовать свою курьерскую службу

    Десятки дел в Арбитражном суде Курганской области возвращаются на новое рассмотрение лишь потому, что участники спора не были извещены о дне и времени слушания, как положено по закону, вовремя и с соблюдением всех правил. Чтобы покончить с порочной практикой, суд решил организовать в Кургане свою курьерскую службу.

    По закону суд обязан извещать участников процесса о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением. На почтовые расходы служители Фемиды тратят огромные средства. Но иногда совершенно напрасно.

    - Некоторые почтовые отделения, не выдержав месячный срок, возвращают нам не врученные заказные письма, - говорит заместитель председателя Арбитражного суда Курганской области Владимир Аленькин. - Это приводит к нарушению срока рассмотрения дел и в конечном итоге - к отмене вышестоящей инстанцией судебного акта.

    Бывает, уведомление о вручении извещения в суд поступило, а ответчик клянется, что он его в глаза не видел, и не расписывался за него, и вообще он давно уже не живет по этому адресу. Когда начинают разбираться, выясняется, что письмо вручено соседу - под честное слово передать адресату. Это тоже бесспорное основание для отмены решения суда. Запись в решении арбитражного суда об извещении стороны о дне и времени слушания дела нельзя признать обоснованной, если она не подтверждена наличием заказного письма с уведомлением о вручении адресату лично. Таким образом, пяти­ или десятитомное дело, над которым судьи работали месяцами, может быть направлено на новое рассмотрение, и всю работу надо начинать с нуля. Дело дошло до того, что судьи сами звонят участникам спора и сообщают о времени слушания дела, чтобы не сорвать процесс.

    Кроме почты, показатели суду изрядно портит Пенсионный фонд РФ. Например, в октябре прошлого года из отделения Пенсионного фонда в суд поступило сразу около 3000 дел, то есть почти половина годовой нормы. Причем большинство их касались привлечения предпринимателей к ответственности за неисполнение обязанностей по представлению сведений за 2004 год. Более 400 дел из этого количества относится к так называемым "копеечным", когда сумма, заявленная к взысканию, составляет, скажем, 50 копеек или рубль, а чтобы истребовать ее с должника, надо потратить денег в сотни раз больше. Например, взыскивая с предпринимателя штраф в размере одного рубля, суд вынужден взыскать с него еще и 500 рублей государственной пошлины - минимальный размер, установленный Налоговым кодексом РФ. А ведь все расходы по отправлению правосудия оплачивают налогоплательщики, то есть мы с вами.

    В Свердловской области уже найден способ сэкономить средства - в Пенсионном фонде создана примирительная комиссия, и все споры стараются разрешить до суда. Арбитражный суд Курганской области об этом пока только мечтает. Дело в том, что большинство предпринимателей впервые узнают о том, что Пенсионный фонд подал на них в суд, непосредственно от судьи. И, как правило, гасят долг добровольно, без разговоров. Так что примирительная комиссия прижилась бы.

    Впрочем, что касается "копеечных" дел, то Высший арбитражный суд еще в конце 2006 года вышел с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о бесспорном взыскании штрафов в Пенсионный фонд. Тем более что положительный опыт в этом деле есть. Такая же беда была у налоговиков, пока их не наделили законным правом взимать небольшие налоговые штрафы во внесудебном порядке. Благодаря этому арбитражные суды освободились от "копеечных" дел и дел, не содержащих спора.

    Комментарий

    Анатолий Страшков, председатель Арбитражного суда Курганской области:

    - Из 108 с лишним миллионов рублей, которые мы потратили в прошлом году на содержание суда, немалую долю занимают расходы на почтовые отправления. Достаточно сказать, что в месяц на заказные письма с уведомлением мы тратим 30-40 тысяч рублей. К сожалению, мы не можем сразу проверить качество услуги, которую оплачиваем. О том, что участник процесса был извещен ненадлежащим образом или вовсе не извещен, узнаем через месяц, два, через полгода, год. И нередко встаем перед фактом, что деньги были потрачены зря, что называется, вылетели в трубу. Это суд не устраивает, и мы решили организовать свою курьерскую службу. Для начала создадим ее в областном центре, потому что большинство дел рассматривается здесь. Это будет дешевле, эффективнее, а главное - надежнее. 

    Между тем

    Проблемы с уведомлением участников судебных процессов есть и в Челябинской области. Как сообщила пресс­секретарь областного арбитражного суда Наталья Богданова, из-­за отсутствия сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в процессе, зачастую приходится переносить дату рассмотрения дела (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Чтобы избежать нарушений процессуальных сроков, работники суда используют телефонограммы, телеграммы, извещения о переносе судебного заседания, факсимильную связь. Но это требует дополнительных финансовых затрат.

    Огромный объем почтовых отправлений - еженедельно более 10 тысяч - может привести к сбоям в работе почты. В суде надеются, что участники процесса, заинтересованные в быстром разрешении спора, начнут самостоятельно интересоваться датами судебных заседаний в справочно­информационной службе или на официальном сайте суда www.chel.аrbitr.ru.

    Поделиться