Главное управление внутренних дел по Ставропольскому краю обратилось к населению с просьбой проявлять бдительность в связи с возможными терактами на территории региона.
О ситуации на Северном Кавказе и борьбе с коррупцией на "Деловом завтраке" в Южном представительстве "РГ" рассказал руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Южному федеральному округу, государственный советник юстиции второго класса Борис Салмаксов.
Российская газета: Борис Иванович, в ноябре и декабре прошлого года в Северной Осетии и на Ставрополье были взорваны рейсовые автобусы. Обвинение в совершении преступления предъявлено двум фигурантам. Исполнители найдены, но заказчики пока остаются за кадром. Есть ли версии, кто они? Сохраняется ли угроза терактов в регионе?
Борис Салмаксов: В данном случае речь идет не о заказчиках, а об организаторах преступления. Эти лица нам известны, они находятся в розыске. С большой долей вероятности можно говорить, что теракты в Северной Осетии и на Ставрополье - звенья одной цепи. Не исключено, что заказчики за границей. Подобные преступления подпитывают деньгами. За определенные действия были обещаны немалые суммы, так что выполнялись они не по идейным убеждениям. В определенной степени эти теракты - результат потери бдительности. Водители автобусов и проводники поездов готовы взять любой груз и любого "зайца", лишь бы заплатили. Нет должного контроля за транспортом на дорогах, на автовокзалах отсутствует видеонаблюдение. Угроза совершения терактов, к сожалению, сохраняется: на Северном Кавказе действует несколько банд, их состав нам известен. Задержание этих преступников - дело времени.
РГ: Удалось ли разыскать и привлечь к ответу бандитов, участвовавших в нападении на Буденновск в 1995 году?
Салмаксов: В ближайшие время завершится следствие по делу двух участников нападения, которых разыскали в минувшем году сотрудники ФСБ. Всего в розыске остается 47 человек. По "буденновскому делу" в общей сложности осуждены 24 бандита.
РГ: Виктор Меркулов из Ставрополя интересуется, на какой стадии сегодня находится расследование убийства двух студентов, которое произошло в краевом центре в мае прошлого года и вызвало огромный общественный резонанс.
Салмаксов: Расследованием этого преступления занимаются наши коллеги из Следственного управления по Ставропольскому краю. В суд дело еще не направлено. По моим данным, убийство совершено на бытовой почве, так что его освещение в СМИ абсолютно не соответствовало действительности. При большом желании в любом преступлении можно отыскать национальную подоплеку.
РГ: Сулейман Кумуков из Карачаевска просит вас взять под личный контроль судебное разбирательство по "делу мэра". В марте прошлого года на выборах главы Карачаевска боролись два кандидата, один из которых проиграл ныне действующему мэру, но выиграл у него суд. Кассационная жалоба противника сейчас находится в Верховном суде России.
Салмаксов: Взять под контроль это дело мы не можем, так как идет судебное разбирательство. Вообще существует два пути разрешения подобных вопросов. Первый - обратиться в нашу структуру, второй - подать иск в суд. После проверки Следственного комитета также можно обратиться в суд. Это нормальное правовое решение вопроса. Несогласные с результатами выборов обращаются с жалобами и в наше Следственное управление, мы проводим проверки. Но после того как Фемида примет решение, в следственные органы обращаться уже нельзя.
РГ: Николай Жиругов из Ессентуков спрашивает, является ли нарушением тот факт, что территориальные органы власти перекладывают на предпринимателей финансирование сотрудников в своих штатах, содержание муниципального и личного транспорта чиновников?
Салмаксов: Читатель и сам, наверное, догадывается, что это незаконно, но, видимо, ждет подтверждения. Подтверждаю - незаконно. Но нужно иметь конкретные факты, чтобы давать более детальный комментарий. Если они есть, следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы, которые проведут проверку. Доказать подобное беззаконие очень просто: высчитывается ущерб предпринимателя, ответственность за который ложится на муниципалитет. Если о фактах не заявлено, как можно бороться с преступностью?
РГ: Ирина Савельева из Пятигорска интересуется, когда денежные обороты коррумпированных преподавателей и ректоров вузов попадут в поле зрения следствия?
Салмаксов: Пока те, у кого вымогают, не будут об этом заявлять, коррупционеры останутся безнаказанными. Ведь к каждому педагогу сотрудника милиции не приставишь. Взяткодатели - это в первую очередь нерадивые студенты. На занятия не ходят, а с родителей не прочь получить деньги для якобы преподавателя-вымогателя. Взяточники есть, но ситуация прогнозируема для тех, кто не хочет учиться. Хотя низкой заработной платой и педагога оправдывать нельзя. Есть очень успешные способы борьбы с подобными явлениями - те, кому совесть не позволяет вступать в такой сговор, обращаются в правоохранительные органы. Это очень серьезный вопрос, и он касается не только вузов. Коррупцией заражено здравоохранение, она проникла в строительство, властные структуры. Без денег и простую справку не получишь - вот до чего доходит. Подобные факты надо предавать гласности - это самый действенный способ борьбы.
Коррупция опаснее всех других видов преступлений, она разъедает государство. Неслучайно в ряде стран наказание за мздоимство - смертная казнь.
За 2007 год в 13 субъектах ЮФО выявлено1434 преступления по взяткам, в том числе в Ставропольском крае - 161, Кабардино-Балкарии - 16, Ингушетии - 2. В суды направлено 1192 дела, в том числе на Ставрополье 118, КБР - 11. Данные по ЮФО - это почти десятая часть того, что выявляется в стране. Все эти цифры не отражают реального положения дел, преступления носят латентный, скрытый характер. Те, кто дает взятки чиновникам, врачам, педагогам, об этом не заявляют. Отсюда и статистика.
РГ: Жительница Ставрополя Марина Никитенко спрашивает, существует ли контроль за распределением льготных путевок в бюджетных организациях? Например, путевка выделяется на одного человека, а отдыхать едет другой. Или еще одна сторона махинаций: путевка предлагается должностному лицу в виде взятки.
Салмаксов: Конечно, контроль существует. Но недостаточный, если возникают такие вопросы. Если путевка выделена, но не предоставлена, необходимо обнародовать этот факт. Надо не бояться разбираться и обращаться в соответствующие органы. Путевка также может заменять взятку. Насколько мне известно, в Ростове-на-Дону по аналогичному делу все представители правоохранительных органов и судейского корпуса, получавшие путевки в виде взяток, лишились своей работы.
РГ: В последнее время в Cеверо-Кавказском регионе участились взрывы бытового газа, влекущие за собой человеческие жертвы. Генпрокуратура объявила проверку всего газового хозяйства. Как в этом процессе будет задействовано Главное следственное управление?
Салмаксов: Мы будем подключаться только в том случае, если прокуратура обнаружит в действиях должностных лиц халатность, которая привела к тяжким последствиям.
РГ: В ряде зарубежных стран республики Северного Кавказа и Ставропольский край входят в список регионов, которые не рекомендуется посещать иностранным туристам. Все дело в безопасности?
Салмаксов: Не только в ней. В регионе не развита инфраструктура, а курортный и гостиничный сервис оставляют желать лучшего. Не рекомендуют поездки в наш регион и с точки зрения конкуренции. Для многих стран туризм - основная статья дохода, а мы можем взять реванш при европейском уровне услуг. Кавминводы и республики Северного Кавказа в состоянии соперничать с заграничными курортами - природные факторы здесь уникальные. А обстановка на юге России со временем нормализуется, так что создавать условия для отдыха надо сейчас.