01.02.2008 04:59
    Поделиться

    Реорганизация природоохранных структур развязала руки уральским браконьерам

    Вчера Законодательное собрание Челябинской области приняло обращение к правительству РФ с просьбой увеличить финансирование на охрану обитателей уральских лесов. На содержание полноценной службы государственных охотничьих инспекторов субвенций из федерального бюджета не хватает. Тем временем в лесах, почувствовав свою безнаказанность, уже целый месяц бесчинствуют браконьеры.

    Челябинская область

    Во дворе регионального управление Россельхознадзора с начала января непривычная картина: "уазики", на которых государственные охотничьи инспекторы обычно преследуют браконьеров, стоят на приколе. Вот уже месяц как идет реорганизация отдела надзора по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира. Только­только утрясли штатное расписание. Вместо 71 человека осталось 10. Несколько десятков государственных охотничьих инспекторов просто уволили - без учета прежних заслуг и гарантий будущего трудоустройства.


    - С таким абсурдным решением я сталкиваюсь первый раз за 25 лет работы в охотничьем надзоре: в самой середине охотничьего сезона уволить всех инспекторов и оставить лес без охраны! - возмущается начальник отдела надзора за охраной животного мира Россельхознадзора Челябинской области Владимир Бакланов.

    С 1 января почти все функции Россельхознадзора перешли на уровень региона, но сама передача полномочий затянулась. На Южном Урале пока лишь известно, что бороться с браконьерами будет специальная структура в составе министерства по экологической безопасности. Но даже ее название еще не известно. Зато уже абсолютно ясно, что субвенций, выделенных из федерального бюджета на учреждение нового органа по охране животного мира, явно недостаточно. Средств хватит только на содержание 27 штатных инспекторов - приблизительно по два инспектора на три административных района.

    - Полномочия нашей службы описаны в Федеральном законе "Об охране животного мира", - говорит начальник отдела надзора за охраной животного мира Россельхознадзора Челябинской области Владимир Бакланов. - У нас осталось право составления протоколов, но эта функция уже не обязательная. Если мы выявим какие­нибудь нарушения в действиях юридических или физических лиц, мы вправе составить протокол, но теперь не это наше основное занятие. Наша задача - контроль над полнотой и качеством осуществления субъектом федерации переданных полномочий. Иными словами, теперь мы будем контролировать субъект федерации: насколько качественно и в каком объеме осваиваются федеральные субвенции, выделяемые на охрану животного мира. Мы будем проверять, сколько на эти субвенции построено кормушек, оборудовано солонцов, сколько посеяно кормовых полей, сколько закуплено комбикормов для животных и не скормлены ли они хозяйским коровам.

    Пока в министерстве по экологической безопасности раздумывают о штатной численности и структуре нового органа, призванного охранять фауну от злостных браконьеров и вести строгий учет животных, ловить нарушителей вынуждены специалисты областного государственного учреждения "Особо охраняемые территории Челябинской области". К сотрудничеству приходится привлекать не только участковых инспекторов УВД, но и егерей, лесничих, пользователей охотхозяйств.

    - Браконьеры явно почувствовали послабления и даже стали вести себя более открыто. Но за 20 дней января в области удалось выявить около 50 нарушений, а это раза в два меньше, чем было выявлено в прошлом году, - говорит Андрей Питовин, начальник управления особо охраняемых территорий, животного мира и водных ресурсов министерства по экологической безопасности. - Активно в охране охотхозяйств сегодня участвуют сами пользователи, но право составления протокола имеют только представители органов лесной охраны и УВД.

    На Южном Урале насчитывается 90 охотничьих хозяйств общей площадью 8,2 миллиона гектаров, зарегистрировано 36 охотничьих пользователей. В каждом хозяйстве работают три - пять егерей, которые проводят ежедневные рейды по лесным владениям в поисках нарушителей, но полномочий по изъятию оружия и оформлению протокола на нарушителей они не имеют.

    Особенно активно браконьеры действуют в Красноармейском, Кунашакском, Октябрьском и Чебаркульском районах. Уже зафиксирован факт незаконной добычи лося, а с начала года у охотников­самозванцев изъято более 10 единиц оружия, из них два нарезных ствола, явно припасенных для добычи крупных копытных животных. Пик активности браконьеров ожидается в начале февраля, когда сезон зимней охоты будет закрыт.

    Курганская область

    Около месяца охотничье хозяйство Зауралья находилось в правовом вакууме: Россельхознадзор уже не имел права наказывать браконьеров, а вновь созданное управление охотничьих ресурсов, недро­ и водопользования в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области еще не могло выполнять новые функции. Дошло до того, что составлять протоколы на нарушителей стало некому. Ситуацией моментально воспользовались браконьеры. Даже видавшие виды охотники признают, что такого истребления животных, как сейчас, не было никогда. Пользуясь законным правом, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды издал приказ и наделил полномочиями по составлению протоколов на браконьеров директоров лесхозов, лесничих, егерей государственных заказников. Однако в департаменте понимают, что это полумеры. Чтобы навести порядок в лесу, надо прежде всего, как полагается по закону, провести реорганизацию территориальных управлений Россельхознадзора.

    Сейчас в отделе охотнадзора департамента природных ресурсов работают всего семь человек. С таким штатом, по мнению специалистов, вести надзор и контроль очень сложно. Для сравнения, в Россельхознадзоре 100 человек с трудом справлялись с браконьерами. Кроме того, есть вопросы по финансированию.

    Пока идут разбирательства по поводу реорганизации Россельхознадзора, в Курганской области фактически началась передача полномочий от одного органа другому. Способствовал этому стартовавший зимний маршрутный учет животных. Целый месяц специалисты будут пересчитывать обитателей леса, а по результатам учетных работ определят численность охотничьих животных на территории каждого конкретного охотничьего хозяйства. Потом по этим данным будут определены лимиты добычи охотничьих животных. Без учета невозможна охота. В Зауралье в пользование на сегодняшний день передано около 40 процентов территорий охотничьих угодий Курганской области, а их общая площадь составляет 2 миллиона 550 тысяч гектаров. В области около 35 тысяч охотников, и 200 ежегодно приезжают поохотиться из других государств.

     

    мнения

    Петр Федотов, начальник управления охотничьих ресурсов, недро­ и водопользования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области:

    - По моему очень субъективному мнению, реорганизация Россельхознадзора пошла не по тому пути, который предусмотрен законодательством. В законе сказано, что на территории субъекта РФ создается специально уполномоченный орган в области охраны, контроля, регулирования и использования объектов животного мира, который выделяется путем реорганизации из территориальных органов Россельхознадзора. Это означает, что нашему департаменту должны быть переданы финансы, имущество, штат. Однако этого пока нет. В федеральном бюджете на передачу полномочий для Курганской области предусмотрено всего четыре миллиона рублей. На эти деньги можно содержать руководителя, бухгалтера, водителя и егеря. А нам только в отдел охотнадзора требуется как минимум 50 человек. Тем более что количество охотпользователей растет. Я работал в Россельхознадзоре и знаю, что там на содержание штата и материально­технические ресурсы выделялось денег в десять раз больше.

    Геннадий Подтесов, министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области:

    - В штате Россельхознадзора в 2006 году работал 71 человек - это инспекторы, которые имели полномочия по изъятию оружия и составлению протокола. Сегодня субвенций, выделенных нам из федерального бюджета, недостаточно для выполнения обязательств в полном объеме. Денег хватает только на содержание в штате 27 человек. Если на федеральном уровне не будет принято решение об увеличении финансирования, мы станем охранять животный мир своими силами. К охране будут привлечены 85 сотрудников областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области".

    Поделиться