Юрий Богомолов: Можно ли пожар использовать как источник света?

От сериалов по-прежнему отбоя нет. Правда, не только криминальных, но и мелодраматических. Это по будням. По выходным нет передыха от развлекательных проектов. Но случаются и сюрпризы в иных областях.

Попереключаем...

С утра пораньше я услышал в "Модном приговоре" заявление из уст Эвелины Хромченко, главного редактора одного из популярных гламурных журналов: "У нас есть что предложить миру в области декольте".

Это правда. Особенно по телевизору. Особенно в программах типа "Пусть говорят", "Чистосердечное признание" и т.д. Но не только.

В программе "Главный герой" был представлен сюжет о молодых депутатках Думы последнего созыва - Светлане Хоркиной, Алине Кабаевой, девушках с обложек гламурных журналов. Им точно было что предъявить своим коллегам в области... Коллеги были довольны. Один только Жириновский изобразил на лице неприязнь: мол, мужчин они будут "расхолаживать". А может, наоборот?..

...Певец и композитор Александр Серов проникновенно спел про незабываемое лицо молодой особы, посвятив песню незабываемому лицу другой в зрительном зале, и... забыл. Вспомнил, когда его по суду обязали платить алименты. Самое грустное, что биологический отец не захотел даже поговорить с биологической дочерью.

...Малахов громко выкрикнул анонс: "Семь лет он ждал возвращения жены, не подозревая, что все эти годы она была в сексуальном рабстве!" И далее все - о секс-рабынях, секс-услугах, секс-тиранах.

...Гражданину Кривоносову изменила жена. Он ее убил и в землю закопал.

...Дима полюбил Таню, которая оказалась бывшим мужчиной. Ему что... А свекровь была против.

...Мужчина Мироненко насиловал и убивал блондинок.

...Пьяная свадьба в Ставрополье вывалила в грязь родителей молодых. Говорят, там такой обычай.

Ну и т.д. и т.п.

Закольцовывает этот паноптикум рассказ о бывшем кандидате в президенты РФ господине Стерлигове. Миллионер продал бизнес, отдал кому-то свои миллионы, выбросил телевизор на помойку, опростился, как небезызвестный граф, и вместе с семьей окопался в своем имении, где разводит овец.

Телевидение он ненавидит, и, как мы можем его понять, не зря. А к тележурналистам лоялен. Он им с гордостью демонстрирует свою овчарню: "Обратите внимание, насколько овцы больше кроликов. Это же не бараны; это - олени". Демонстрировал он и своих детей. Старшая дочь - хлопотливая хозяйка. Сынишка лет двенадцати лихо управляется с "калашниковым".

Дом Стерлигова - его и его семьи - крепость. Крепость, осажденная непросыхающими алкоголиками и циничными СМИ. Куда ни кинь...

О повышенной пожароопасности

Больше всего на этой неделе обсуждали случай Александра Кузнецова, убившего в приступе ярости педофила. Этому сюжету посвятили свои программы Владимир Соловьев ("К барьеру!"), Петр Толстой ("Время"). Он фигурировал едва ли не во всех аналитических программах. Понятно, что сюжет привлек всеобщее внимание СМИ в первую очередь своей сенсационностью. И только во вторую - трагичностью. И совсем уж в последнюю очередь - своей фактологической основой.

Общественному мнению уже все ясно. Было покушение на изнасилование мальчика. Насильник мертв. Тот, кто его убил, - национальный герой.

Попытка писателя Дмитрия Быкова на программе "К барьеру!" рассмотреть трагическую ситуацию в том смысле, а хорошо ли героизировать Александра Кузнецова: ведь он все-таки убил человека, встретила резкий отпор у писателя Михаила Веллера и всей страны.

Всем показалось, что писатель Быков пытается защитить педофила. Писатель Веллер понял, о чем идет речь. Она идет о спасении не только мальчиков и девочек от реальных и потенциальных преступников, но и о такой вроде бы неодушевленной абстракции, как закон, который может быть сколь угодно несовершенным, но без него совсем стало бы невыносимо.

Роль закона, по Веллеру, в том, чтобы санкционировать вердикт, вынесенный общественным мнением. А он по отношению к Александру Кузнецову, похоже, вынесен раз и навсегда. В дело его непреложности самую весомую лепту внесло ТВ. Оно же вовсю работает на героизацию того, кто убил в состоянии аффекта. В Питере был организован телемост с Северной Осетией, на котором встретились и выразили солидарность друг другу Александр Кузнецов и Виталий Калоев. Ведущий Первого канала Петр Толстой в программе "Время" недвусмысленно одобрил свершившийся самосуд.

Фигура Александра Кузнецова стала в мгновение ока мифологической. Она аккумулировала в себе энергию страхов миллионов граждан за своих детей. Она стала символом отмщения для тех, кто потерял своих детей.

Можно представить, как теперь трудно будет вести объективное расследование этой истории и каково будет суду присяжных в обстановке мощного тотального давления общественности вынести решение, которое может разойтись с вердиктом, вынесенным обществом.

Между тем в печатных СМИ уже появилась информация о неоднозначности картины преступления.

С ужасом думаю, что начнется в эфире, когда за дело возьмется Малахов в своей программе "Пусть говорят".

Разумеется, можно и попытаться спрятать голову в песок, а телевизор выбросить в окошко или бежать в лес, в глушь, как это сделал господин Стерлигов. Но это не выход. Это беллетристическая игра в спасение и в спасание.

Телевидение - такая штука, по поводу которой уместно задаться вопросом: можно ли пожар использовать как источник света? ТВ пожароопасно, и не только в политическом, но и в уголовно-бытовом смысле.

Сюрприз

Самым большим, пожалуй, сюрпризом стало появление в программе Владимира Познера "Времена" Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Их давно не было видно и слышно не только на Первом канале, но вообще по телевидению. То есть, конечно, время от времени мы видели их лица в фильмах, обличающих 90-е годы прошлого столетия. Чаще всего в программе Алексея Пушкова "Постскриптум". И главным образом на ролях злодеев, демонов.

Телевидение их изрядно дьяволизировало. А тут они, отделившись от своих мифологических образов, спокойно анализируют экономическую ситуацию в стране и в мире, высказывают здравые мысли. Делают они это спокойно и убедительно. И никто на телеэкране не восклицает: "Чур меня".

Спустя два часа всполошился, как и можно было ожидать, Алексей Пушков на ТВ Центре. Он, как Золотой петушок на спице, стал подсказывать руководству страны об опасности, исходящей с Запада. Ведущий "Постскриптума" обличал Гайдара по следам его выступления на экономическом Давосе. Теперь ему придется осмыслить, что бы значило появление символа либерализма в эфире Первого канала.