05.02.2008 01:34
    Поделиться

    Уфа: финансовое благополучие школ будет зависеть от количества воспитанников

    Парламент республики принял в первом чтении законопроект о нормативном финансировании школ. Представил документ, начинающий, по сути, комплексную модернизацию учебной системы региона, министр образования республики Зиннат Аллаяров.

    "Российская газета": Зиннат Абдуллович, в некоторых школах правила подушевого нормативного финансирования внедряются в качестве эксперимента уже несколько лет. Сегодня новую систему примеряет на себя Башкортостан. Она доказала свою эффективность?

    Зиннат Аллаяров: Этот законопроект - самый важный шаг в чете других изменений в сфере школьного образования. Местные бюджеты будут получать субвенции из республиканской казны на деятельность образовательных учреждений. Содержание зданий и коммунальные услуги муниципалитеты станут оплачивать из своего кошелька. Окончательный переход от сметного метода к нормативному планированию предполагается осуществить до 2010 года. Далее парламент будет рассматривать законопроекты, устанавливающие новую систему оплаты труда педагогов, вводящие критерии оценки качества учебного процесса, расширяющие общественное участие в управлении образованием.

    "РГ": Как изменится финансирование отдельно взятой школы после вступления в силу закона о подушевых нормативах?

    Аллаяров: Предполагается, что образовательный бюджет будет формироваться на основе единого подхода. На каждого учащегося полагается такое количество денег, которого достаточно для оказания стандартной педагогической услуги по количеству обязательных часов базисного учебного плана. Точно также будет рассчитываться требуемая сумма на учебники и пособия, трудовые затраты учителей. Словом, объем финансирования конкретной школы будет зависеть от количества учащихся непосредственно в ней.

    "РГ": Таким образом, разные по возможностям и оснащению образовательные учреждения вряд ли смогут на равных конкурировать за учеников. Как это будет происходить?

    Аллаяров: Переход на новую систему будет проводиться за счет максимально возможного выравнивания уровня бюджетной обеспеченности территорий. Сегодня ситуация такова, что примерно однотипные школы в Башкортостане финансируются по-разному. Каждый учащийся в них обходится государству в неодинаковую сумму. Стоимость текущего содержания школьника по разным городам республики колебалась от 12 до 18,7 тысячи рублей в год. По сельским районам - от 17 до 32,4 тысячи рублей. Похожая картина складывается по расчетам расходов на оплату труда педагогических работников. Новый закон легализует принцип "деньги следуют за учеником". Рассчитываем, что он вызовет повышение качества и доступности предоставляемого общего образования. Учреждения проявят заинтересованность в привлечении максимально возможного числа учеников.

    "РГ": Сегодня количество учащихся не играет никакой роли, но учителя, например, считают, что чем больше классов в школе, тем лучше. Новый закон сможет изменить этот стереотип?

    Аллаяров: Когда система финансируется по смете, школа выигрывает от количества классных комплектов. На деле получается, что их много, а самих учащихся мало. Поэтому наполняемость классов в среднем по республике весьма невелика - по 14 учеников. В регионах, где действует подушевое нормативное финансирование, этот показатель вырос до 20 человек. Кроме того, сегодня в Башкортостане на одного педагогического работника приходится девять школьников, а это не очень много. Нам часто приходится сталкиваться с тем, что руководители стремятся раздуть штатное расписание. В иных учебных заведениях административно-хозяйственный аппарат вырос настолько, что по размерам сравнялся с педагогическим коллективом. Мы рассчитываем, что внедрение нормативов повысит экономическую самостоятельность образовательных учреждений, руководители школ сами будут определять, на что целесообразнее потратить полученные средства.

    "РГ": Какие проблемы наиболее вероятны во время переходного периода после принятия закона?

    Аллаяров: При новой системе крупные городские школы с хорошей материальной базой и слаженным педагогическим коллективом получат возможность наращивать численность бюджетных учеников. А те, кто не наберут достаточного количества детей, вполне могут оказаться перед угрозой закрытия. Это касается в первую очередь малокомплектных сельских школ. Такого допустить просто нельзя. Массовые риски имеют плохие социальные последствия. Поэтому в законопроекте определяются критерии отнесения отдельных образовательных учреждений к малокомплектным и их финансирования по фактическим затратам, независимо от количества учащихся. Таковыми считаются школы с общим числом обучающихся до 10 на начальном, до 40 на основном и до 75 человек на среднем уровне образования. Их перечень будет определяться правительством республики ежегодно. Сегодня под такие критерии попадают 762 школы Башкортостана.

    "РГ": Не только малокомплектные школы могут сесть на скудный паек. В десятках районов республики образовательные учреждения сразу оказываются в трудном финансовом положении. Чем вы им поможете?

    Аллаяров: Мы предлагаем установить трехлетний переходный период выравнивания и в пределах десяти процентов варьировать финансирование для помощи школам. Потом это "сглаживание" будет отменено. Трудности ждут те учебные заведения, которые реализуют особые образовательные программы - гимназические, лицеистские, коррекционные или компенсирующие. В связи с этим в законопроекте предусматривается коэффициент удорожания педагогической услуги в расчете на учащихся таких классов.

    Кроме того, мы не можем точно сказать, в каких пределах пройдет сокращение кадров. Подобное случилось в экспериментальных регионах, где школы покинули от пяти до десяти процентов педагогов. Однако предполагаем, что за счет заполнения свободных мест - а в республике около 900 учительских вакансий - и перераспределения нагрузки, эту проблему удастся смягчить. Что касается сельских школ, наполняемость которых сегодня вчетверо ниже городских, то республиканское законодательство позволяет финансировать их на 25 процентов больше. Для них это станет неплохим подспорьем.

    Поделиться