Берлинский международный кинофестиваль, третий по значению европейский киносмотр после Каннского и Венецианского, начался с таких мелких несолидностей, какие обычно не свойственны событиям подобного калибра.
Так, сразу два члена жюри в последний момент вдруг вышли из состава судейской коллегии главного конкурса: датский режиссер Сьюзан Бир и французская актриса Сандрин Боннер. Первая прислала в дирекцию покаянное письмо: она должна немедленно отбыть в США по непредвиденным причинам, связанным с ее очередным проектом. Вторую семейные обстоятельства заставили отказаться от мысли пробыть в Берлине все одиннадцать дней. Она, конечно, приедет в понедельник и даже готова прочитать запланированную лекцию для молодых талантов, но смотреть всю конкурсную программу не сможет, о чем сожалеет.
Дело житейское. Но в фестивальной практике такое случается крайне редко: участвовать в жюри - дело слишком почетное и профессионально ответственное, чтобы предъявлять подобные сюрпризы, ставя дирекцию в положение и глупое, и безвыходное. Вспомните, к какому скандалу привел отказ возглавить жюри Московского фестиваля, который тоже в последнюю минуту прислал австрийский режиссер Михаэль Ханеке два года назад. А тут отказников сразу двое.
В результате из восьми членов берлинского жюри уцелели только шесть: немецкий художник Ули Ханиш, американский режиссер по монтажу Уолтер Марч, актрисы Диана Крюгер из Германии и Шу Ци из Тайваня, а также российско-украинский телекинопродюсер Александр Роднянский. Возглавляет эту сильно поблекшую команду 75-летний французский режиссер греческого происхождения Коста-Гаврас. "Я очень любопытен, - сказал он на пресс-конференции. - И жду от этого фестиваля много хороших фильмов. Надеюсь, мы увидим здесь интересные поиски в области кинематографической формы. Хотя лично я предпочитаю кино, которое говорит о современной, очень тревожной жизни". Оскаровский лауреат считает, что появление цифровых технологий для кино не менее важно, чем когда-то приход звука: круто меняются вся эстетика кинематографа и все принципы нашего восприятия киноискусства. При этом наметившаяся перспектива смотреть фильмы на мобильниках кажется мастеру совершенно устрашающей, и чего ждать от этой новой эпохи в дальнейшем, Коста-Гаврас пока не представляет.
Печальный, в общем, прогноз тут же подтвердил фильм "Да будет свет". На его мировую премьеру прибыли его герои - участники рок-группы "Роллинг стоунз". Они его раскручивают по всей форме: отказались выпустить на экраны осенью 2007 года - сочли рынок не готовым к столь масштабной сенсации. Берлин должен стать для сенсации трамплином. Поэтому премьера напоминала шоу класса "Эмми": ждали не столько кино, сколько децибел.
Фильм снял давний поклонник "Роллингов" Мартин Скорсезе, оскаровский лауреат и сам легендарная фигура в мировом кино. Скорсезе хитер: он построил документальную картину как игровую, а сюжетом взял сам процесс изготовления этого фильма о "Роллингах". Главным героем, естественно, оказался он сам - знаменитый режиссер, который делает фильм о знаменитых музыкантах. Вот Скорсезе обсуждает с Миком Джаггером оформление сцены: рок-идол находит, что она похожа на кукольный театр. Вот Скорсезе пикируется с операторами. Вот в зал стекаются приглашенные режиссером почитатели группы - среди них много знаменитостей, как, например, чета Клинтонов, причем открывает концерт лично экс-президент Соединенных Штатов. Перед нами событие, придуманное, созданное и срежиссированное Мартином Скорсезе. А кино как бы его зафискировало.
В фильме много архивной хроники, стилизованных под документ закулисных микроновелл, часто забавных. Но сердцевину составляет, конечно, тот самый спровоцированный Мартином Скорсезе концерт в нью-йоркском театре Beacon, снятый в 2006 году. И становится ясно, что у "Роллингов" все уже позади. На сцене стучат ножками изборожденные житейскими бурями старцы, из последних сил изображая юношескую энергию. Скорсезе достаточно безжалостен, чтобы встык монтировать юную рожицу Мика Джаггера, секс-символа 70-х, с живыми морщинистыми мощами, упакованными в молодежный прикид и потому сильно напоминающими бравых черепашек-ниндзя. А иногда - и массовку из "Триллера" Майкла Джексона. Вместо ожидаемого гимна великой группе получилась картина увядания, бессильного и неэстетичного. Картина даже не грустная, а, скорее, жалкая. Это фильм о том, что жанры, по определению молодые, не имеют права стареть. И о том, что уходить надо вовремя.
Такое открытие кинофестиваля в городе, где на станциях метро звучит Моцарт, а музыканты на улицах играют Чайковского, неизбежно воспринимается как сдача позиций. А тем временем назревает еще одна сенсация, и вновь сомнительная: Мадонна решила заняться режиссурой и сделала картину "Низость и мудрость" о некоем украинском парубке Андрее Кристиане. Парубок хочет прославиться на Западе и для этого сколотил группу "Гоголь Борделло", что означает, как вы понимаете, "Гоголевский бордель". Картина будет показана только через неделю, но о ней уже говорят как об одном из значительных событий: еще бы - приедет сама Мадонна.
Ожидаются также роковый фильм "Хеви метал в Багдаде" - об иракских "черных скорпионах", и даже хит Болливуда индийский мюзикл "Ом шанти Ом", сделавший у себя дома рекордные сборы. Еще немного, и фестиваль фильмов в Берлине окончательно переквалифицируется в фестиваль популярной музыки. Роковой час для кино, кажется, уже близок.