15 ФЕВРАЛЯ это событие будет отмечаться в Доме актера. В марте в театре, в котором Марина Полицеймако работает с самого начала эпохи Юрия Любимова на Таганке, готовится премьера с ее участием - спектакль "Замок" по Кафке. Фильм "У реки" по рассказу Фридриха Горенштейна "Старушки", в котором она блистательно сыграла одну из двух главных ролей, продолжает собирать награды на международных фестивалях - за исполнение ею лучшей женской роли.
Но самая главная и хорошая новость: Марина Полицеймако сейчас собирается снять телеспектакль, сыграв один из рассказов Чехова вместе с мужем - Семеном Фарадой.
Чехов, который лечит
Марина Полицеймако: Это мой ответ на все звонки с редакционными вопросами о том, какое сейчас состояние здоровья у Семена Львовича Фарады. Столько было программ, передач и статей в газетах, что я подумала: зачем говорить об одном и том же? И чтобы зрители сами увидели и поняли, как он движется вперед, я придумала такую штуку. Взяла ранние чеховские рассказы, предложила Сене, мы выбрали один из них, очень смешной, наивный, я расписала его от руки по ролям. И мы вдвоем его сейчас репетируем, читаем по листам. Если получится хорошо, мы его покажем публике, чтобы публика знала, что Семен Фарада может говорить, читать и все такое.
Российская газета: На каком канале это будет показано - переговоры ведутся?
Полицеймако: Нет. Просто есть идея. И уже началась работа...
Кафка для души
РГ: Вы в Театре на Таганке с 1964 года - фактически работаете там уже 44 года. На ваш взгляд, театр сейчас сильно изменился?
Полицеймако: Ну конечно. Все меняется. И люди, и время, и мир, и театр...
РГ: "Замок" Кафки в круговорот сегодняшних дней вписывается органично или все-таки с некоторым театральным нажимом?
Полицеймако: Я этот роман перечитывала раза три-четыре, причем сама. Мне все говорили - да его невозможно осилить, а я, напротив, читала с огромным удовольствием и в разных переводах. Написан необычайно тонко о сложнейших психологических вещах. Я в спектакле играю две роли. Жену старосты и еще совсем старую, развалившуюся героиню, которая не может самостоятельно ни есть, ни ходить. Ее кормят кашей. Каша течет по подбородку...
РГ: А мечты сыграть что-то прекрасное и светлое еще сохранились?
Полицеймако: Ну разумеется...
День по Горенштейну
РГ: За исполнение в фильме "У реки" роли матери вы получили множество призов на кинофестивалях. Если, предположим, вместо Фридриха Горенштейна вам бы пришлось написать про один день из жизни пожилых героинь - матери и дочери, с чего бы вы начали? Какими бы событиями его наполнили?
Полицеймако: Счастливыми, конечно. Я начала бы с воспоминаний - из детства. Потому что у меня было хорошее детство. В лесу, в Ленинградской области, на Финском заливе... Потом, наверное, одно из самых сильных моих ощущений - наш первый спектакль в Щукинском училище с Любимовым, когда был шквал аплодисментов, безумный грохот и мы бегали и орали от счастья, что мы победили. Далее рождение моих мальчиков (у меня два сына) и рождение моих внуков. Потом огромное счастье, которое я испытывала, видя грандиозные работы моих коллег. Очень страшным впечатлением, неожиданным горем, конечно, стала смерть Володи Высоцкого. Все потом пошло наперекосяк после его смерти...
Далее, мгновения счастья - возвращение Юрия Петровича Любимова. А перед тем горечь из-за его отъезда...
РГ: Если возвращаться к фильму "У реки", человеческого опыта работа в нем вам добавила? Помогла ли картина лучше понять психологию пожилых людей?
Полицеймако: Я еще больше укрепилась в мысли, что самое главное во взаимоотношениях - это терпение.
РГ: Где его взять?
Полицеймако: У Бога просить. Молиться, просить дать силы, мужества, здоровья, умения прощать, любить, терпеть...
РГ: В картине дается крупным планом судьба двух женщин - матери и ее уже тоже пожилой дочери. Если бы у вас была такая дочка, как в фильме, вы бы с ней справились в жизни? Смогли бы ею манипулировать?
Полицеймако: У меня, к сожалению, никогда не было дочки. У меня два сына.
РГ: С ними проще?
Полицеймако: Конечно. Женщине с женщиной всегда сложнее. Женщины коварные. А мужчины открытее, бесхитростнее, я бы сказала, даже примитивнее.
РГ: Женщина из фильма - ваша героиня - долго в вас жила? Сколько вы о ней думали?
Полицеймако: Я стараюсь не относиться к категории тех актеров, которые зацикливаются на своих ролях.
РГ: Вы согласны с актерским постулатом: "Уходя со сцены, не забудь выйти из образа"?..
Полицеймако: Не до такой степени, конечно. Но надо понимать, где сцена, где экран, а где жизнь. Я не люблю, когда актеры в жизни продолжают играть какую-то роль. Мне кажется, это неправильно и неестественно. Актер вне стен театра должен не играть, а больше наблюдать и меньше говорить. Запоминать, пробовать. Замечать все: манеру, как человек мыслит, разговаривает, что у него происходит с руками, с пластикой...
РГ: А всегда удается быть самой собой в жизни? Это ведь большой труд. Иногда проще надеть маску, обыграть ситуацию, тем более что для актрисы это не так сложно...
Полицеймако: Я своей профессией в быту не пользуюсь. Я вообще человек непубличный. Не люблю больших встреч, посиделок. Наверное, так судьба сложилась.
РГ: Откуда вы сейчас черпаете оптимизм, что радует в жизни?
Полицеймако: Радует, во-первых, что все-таки жизнь идет, еще пока ходят ноги и руки, голова соображает и солнце светит. Нельзя хмуриться. Надо работать. Есть какие-то мысли, планы. Есть внуки, есть правнучка. Есть надежда, понимаете? Надежда всегда должна быть. Потом, наверное, эта надежда может и не сбыться. Но все равно, главное - ожидание.
РГ: Любви вам хватает?
Полицеймако: Да.
РГ: А времени в сутках?
Полицеймако: Иногда не хватает. У меня очень много долгов, которые я должна отдать. Мне бы очень хотелось кое-что написать о моих родителях. Разобрать театральные архивы, связанные с Театром на Таганке, и архив моего отца Виталия Полицеймако (легендарного актера БДТ. - Прим.ред). Очень хочу увидеть свою правнучку - она родилась в ЮАР, где сейчас живет мой старший сын.
РГ: Что бы вы сами себе сейчас пожелали? Что нужнее всего?
Полицеймако: Здоровье, терпение и какая-нибудь интересная работа. Небольшие аппетиты у мадам, да?