14.02.2008 03:28
    Поделиться

    "РГ" узнавала рецепт решения проблемы ДЛО

    Корреспондент "РГ" побывала на приеме у полпреда в надежде услышать рецепт решения проблемы ДЛО

    В Региональной общественной приемной полномочного представителя президента РФ в ПФО по РБ обсуждалась важнейшая проблема - обеспечение населения лекарственными препаратами. Записавшиеся на прием рассчитывали рассказать о своих проблемах первым лицам социальных, медицинских, фармацевтических и контролирующих ведомств республики. Однако поделиться бедой смогли только с рядовой сотрудницей фармотдела управления Роспотребнадзора по РБ и корреспондентом "Российской газеты".

    Сердечники подождут

    С нового года большинству льготников отказывают в выписке препаратов даже на минимальную сумму - 417 рублей, и люди покупают лекарства за свой счет. Конечно, если они им по карману. Николай Егорович Янаки несмотря на возраст (ему 78 лет) и безысходность своей ситуации, на удивление спокоен и приветлив. "От соцпакета я отказался сразу же, - рассказывает дедушка. - И жил себе спокойно. В прошлом году, осенью, опять обратился в Пенсионный фонд. Молодой человек, такой вежливый, сказал мне: мол, все в порядке, дед, получал свои деньги на лекарства - будешь получать и дальше. Никаких заявлений писать мне не предлагали. А это, оказывается, надо было сделать обязательно. Вот и остался я в этом году с пакетом социальных услуг. Только толку от него - ноль. За весь январь врач не выписала мне ни одного препарата. Ты, говорит, Николай Егорович, - всего лишь сердечник, подождешь. У нас есть более серьезные больные".

    Самое дорогое лекарство, необходимое пациенту Янаки, - кавентон, стоит около 500 рублей, другие намного дешевле. Однако в поликлинике не выписывают и их. Несмотря на то, что пенсионер, как и все остальные льготники, имеет законное право получать ежемесячно препаратов в общей сложности на 417 рублей. Больше государственной схемой ДЛО не предусмотрено. Но и меньше, оказывается, - тоже.

    Иммунитет под вопросом

    У Марата Каримова - своя история. Очень тревожная. Оба его сына страдают тяжелым заболеванием иммунной системы. Общение с внешним миром для мальчиков ограничено - не дай Бог, подхватят инфекцию. Обучаются дети на дому. При этом - постоянный медицинский контроль над организмом с помощью капельниц.

    - В прошлом году проблем с получением лекарств не было, - рассказывает Марат. - В декабре я попросил доктора выписать нам сразу двойную норму - еще и на январь, ведь ожидались долгие рождественские каникулы. Так что первый месяц нового года мы прожили спокойно, на старых запасах. А что делать дальше, я просто не представляю. Заместитель главного врача детской поликлиники объяснила, что в этом году мы сможем получать ограниченную дозировку - по 50 граммов на каждого мальчика. Препарат, якобы, очень дорогой - около восьми тысяч стоит одна упаковка. Чтобы выписать его, необходимо лишить лекарств 16 человек. Так что на большее, предупредила доктор, и не рассчитывайте.

    Проблема в том, что даже такое количество льготников, вернее, денег, которые выделило на них государство, детей Марата Каримова не спасет. Сделать это, чтобы помочь обоим мальчикам, смогут ни много ни мало 96 человек. Месячная норма препарата для одного больного ребенка - 200 граммов, другого - вдвое меньше. Если дозировка нарушается, эффективность всей процедуры, кстати, очень длительной по времени и утомительной для пациента, сводится к нулю.

    В отдельную группу, состоящую из семи нозологий (наиболее редких и тяжелых заболеваний), иммунодефицит не включен. В республике нет ни одного стационара, в котором имелось бы лекарство, так необходимое братьям Каримовым. Оно слишком дорого даже для ведущих клиник.

    Жесткий лимит

    За помощью и разъяснениями льготники обращаются в самые разные инстанции: территориальное управление Росздравнадзора по РБ, Министерство здравоохранения республики, ГУП "Башфармация", к главным врачам и заведующим поликлиниками. Но во всех этих организациях только руками разводят: а что мы можем? Республике выдан жесткий лимит - 562 миллиона рублей. Причем, большая их часть предназначена для больных с особенно тяжелыми заболеваниями, выделенных в отдельную группу. Многие чиновники и медики в приватной беседе признаются: "Льготников можно понять".

    Тяжелее всего сейчас докторам. Им приходится быть и психологами, и социологами. "В первую очередь, выписываем инсулин, - говорит заместитель главного врача уфимской поликлиники № 32 Нэлли Лончакова. - Без него больным сахарным диабетом никак не обойтись. Стараемся удовлетворять также потребности онкологических больных и страдающих бронхиальной астмой. Таких в последнее время становится все больше, даже среди молодежи. Кстати, возраст тоже берем во внимание, как и время нахождения на диспансерном учете при хронических заболеваниях. Многим тем не менее приходится отказывать и каждый день выслушивать претензии".

    Жалуются медики и на то обстоятельство, что у них до сих пор нет единого нормативного акта, в котором четко говорилось бы: по каким заболеваниям выписывать препараты? Только по тем, которые связаны с инвалидностью льготника, или по всем имеющимся? В той же поликлинике № 32 врачи по собственной инициативе руководствуются постановлением бывшего премьера Михаила Фрадкова и бесплатные лекарства выписывают только от заболевания, которое стало причиной инвалидности. В других не отказывают и в сопутствующих - онкобольным, например, могут выписать сердечный препарат. Только получить их в аптеке зачастую не удается. Строжайший контроль денежных средств действует везде: и в поликлиниках, и в фармацевтических учреждениях.

    Комментарий

    Надежда Крылова, депутат Государственного Собрания- Курултая РБ:

    - Сегодня нередко приходится слышать мнение, что льготники сами виноваты в своих бедах: повально вышли из программы ДЛО, тем самым нарушили принцип страхования. Это вполне в стиле чиновников, которые имеют свойство ставить инструкции выше интересов человека. Если было видно, что принцип перераспределения не срабатывает, значит следовало поменять ту базу, на которой строится программа. Исходя, прежде всего, из конкретной ситуации. При разработке схемы ДЛО надо было сделать тщательный анализ: изучить цены на препараты по разным группам заболеваний, учесть мнение медиков. И только после этого определять сумму. Думаю, она должна быть значительно больше 417 рублей.

    Отказ же в выписке больному лекарств на положенные ему по закону деньги означает только одно - нарушение конституционного постулата о социальности нашего государства. В этом случае человек вправе обратиться за помощью. Сначала - к тем же чиновникам: у нас ведь принят Федеральный закон "Об обращении граждан". Если вопрос не удастся решить на этом уровне, идти дальше - подавать иски в судебные инстанции, искать защиту в Конституционном суде.   И я все-таки верю, что вопрос с ДЛО, на который обратил внимание и президент Владимир Путин, будет решен положительно для льготников.

    Между тем
    Впервые в Башкортостане пенсионер из Нефтекамска Анатолий Семенычев добился через суд денежной компенсации за то, что ему не хватило в аптеке льготных лекарств.

    Поделиться