На Украине и в Грузии назревают политические кризисы. Опять?! Опять. Только-только и тут и там произошла перезагрузка власти: на Украине - путем досрочных парламентских выборов, в Грузии - путем досрочных президентских. И вот все сначала. Киев: работа Верховной рады практически заблокирована, оппозиционные депутаты ставят вопрос о самороспуске парламента и призывают к новым досрочным выборам. Тбилиси: президентские противники утверждают, что власть не выполнила своих обещаний, и намерены возобновить акции протеста.
Сначала о том, что происходит на Украине. Там опять баррикады. Не в фигуральном, а в буквальном смысле: на днях депутаты Партии регионов, явившись на заседание Рады, загородили стульями проход в президиум, а своими телами - служебный вход, через который обычно направляется в зал председатель парламента Арсений Яценюк. Способ полемики тоже не изменился: обсуждение острых вопросов проходит в режиме рукопашной. Повод для очередного возгорания - подписанное президентом, премьером и председателем Рады, но не согласованное с парламентом открытое письмо генсеку НАТО с просьбой начать процедуру принятия Украины в Североатлантический альянс. Это именно повод, а не причина. Причина коренится глубже: украинская власть по-прежнему расколота. Ее дальнейшее баррикадное существование запрограммировано. Чем? Ну хотя бы составом Верховной рады. "Оранжевая" коалиция, насчитывающая 228 мандатов (всего на два больше, чем требуется для численного перевеса), лишенная надежного резерва голосов, не защищена от "происков" оппонентов. Те в свою очередь располагают ресурсом, тоже едва ли достаточным, чтобы исключить из арсенала полемики предметы мебели и кулаки.
Один из парламентских лидеров, Владимир Литвин, риторически восклицает: "Нужна ли такая Рада украинскому народу?" Судя по тому, что в течение полугода, с мая по сентябрь, украинские граждане как-то обходились без высшего законодательного органа, по такой Раде они вряд ли истосковались. К тому же у них появилась забота личного свойства. Юлия Тимошенко инициировала возвращение населению обесцененных вкладов Сбербанка СССР. Противники премьера щедры на комментарии. Депутат от Партии регионов Анна Герман заявила: "Непродуманная акция, неподготовленность банков, недостаток реальных денег и поспешность, с которой Юлия Тимошенко решила продемонстрировать свои способности творить экономическое чудо, - это общественно опасные эксперименты".
Тем не менее дело сделано. Чем бы ни завершилась эта кампания, что бы дальше ни происходило с украинской экономикой, благородный порыв Тимошенко народ не забудет. Ему и не дадут забыть - накануне будущих президентских выборов обязательно напомнят. А то, что Тимошенко готовится к борьбе за высший государственный пост, сомнений нет. Возвращение населению обесцененных вкладов - неотразимая заявка на президентство. Такая же, как и премьерское обещание отменить призыв в армию. Собственно, уже сейчас Тимошенко пытается показать, кто в стране хозяин. Спровоцированный ею газовый конфликт между Москвой и Киевом едва не закончился закруткой вентиля. Только переговоры Виктора Ющенко с Владимиром Путиным в последний момент разрядили обстановку.
Между тем положение Тимошенко весьма неустойчиво. "Оранжевая" коалиция в парламенте, на которую опирается глава кабинета, может оказаться недолговечной. Да и шаткость всей властной конструкции, созданной на Украине, вполне очевидна. И более чем кому бы то ни было она очевидна ее создателям. Виктор Ющенко не от бескрайней веры в крепость своих союзнических уз с Юлией Тимошенко выдвинул ее в премьеры, а потому что деваться было некуда: после досрочных парламентских выборов она снова в тройке главных лиц украинской политики. Максимум, что может сделать президент для возвращения себе важных рычагов управления (они были утрачены в результате конституционной реформы, проведенной в декабре 2004 года в безоглядном революционном порыве), - это урезать полномочия премьера. Именно этим Ющенко ныне больше всего озабочен. Это еще одно свойство украинской политики: никто никому не верит. Ющенко не верит Тимошенко, боится, что она отберет у него власть. Тимошенко не верит вообще никому, даже своим соратникам; накануне избрания премьером она, помнится, пребывала в подозрениях, что в рядах "оранжевой" коалиции найдутся предатели, которые не станут голосовать за нее.
В Грузии тоже все возвращается на круги своя. Вновь став президентом, Михаил Саакашвили частично обновил правительство. Но, по мнению оппозиции, "все кадровые перестановки сделаны для прикрытия". Ключевые фигуры остались во власти, только поменялись портфелями. Кроме того, президент не спешит выполнять предъявленные ему оппозицией ультимативные требования, главные из которых - освободить политзаключенных, отправить в отставку главу ЦИК и переизбрать попечительский совет Общественного телевидения. Срок ультиматума истекает сегодня. Оппозиционеры грозят прекратить диалог с властями и готовы вернуться к уличным акциям. Внезапная, подозрительная кончина в Лондоне Бадри Патаркацишвили (он был влиятельным и самым ярким оппонентом грузинской власти) повышает градус противостояния.
Происходящее на этажах украинской политики, конечно же, не сводится к непростым отношениям Ющенко с Тимошенко, столкновениям между парламентским большинством и меньшинством, практически равновесными. А возникшее новое напряжение в Грузии не исчерпывается нарушением договоренностей между президентом и оппозицией. Настоящая причина постоянной политической нестабильности и там и тут заключена в системе власти, сложившейся в этих странах после "цветных" революций. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Поэтому любые договоренности между политиками недолговечны и ничего не стоят. Пока не укрепятся государственные институты, не появятся нормально работающие механизмы управления, на Украине и в Грузии власть будет ходить по замкнутому кругу.