Последние дни Берлинского фестиваля никак не повлияли на расклад его небогатых в этом году ресурсов: лидером конкурса до последнего момента оставался драматический эпос "Там будет кровь" ("Нефть") Пола Томаса Андерсона, а более шедевров не возникло.
С легкой руки Канна в число претендентов на приз в конкурсе художественного кино затесался документальный фильм "Стандартная оперативная процедура" оскаровского лауреата Эррола Морриса - еще одно свидетель-ство издевательств, которые чинились в американских тюрьмах в Ираке. Он построен на фото, сделанных солдатами-тюремщиками, расследует историю каждого из этих удалых снимков и ставит вопрос: это что, свидетельство морального распада в американской армии или приговор моральному состоянию мира в целом?
В ореоле приза фестиваля в Санденсе за лучшую режиссуру прибыл Ланс Хаммер с дебютной картиной "Балласт", снятой в дельте Миссисипи. Это фильм медленный, молчаливый: мы просто наблюдаем, как герои, словно рыбы в аквариуме, переплывают из одного жизненного кризиса в другой. Снимались только непрофессиональные актеры. "Я понимал, - рассказывает режиссер, - что люди, реально живущие на берегах Миссисипи, принесут с собой дыхание тех мест, какую-то особую грусть, которая там поселилась. Лет восемь я вынашивал эту идею, много жил там, говорил с людьми, читал, фотографировал - вживался. Обычно в кино если Миссисипи - то непременно или блюз или борьба за социальные права. А мне хотелось углубиться в микромир каждого из живущих там персонажей. Кастинг был трудным. Нужны были люди, близкие персонажам по темпераменту. Мы три месяца репетировали. Это было что-то вроде сеансов психотерапии: я им предлагал задуманные в сценарии ситуации и следил, как они отреагируют. И это потом тоже входило в сценарий".
Наконец, на фестивальном экране снова явился итальянский актер и режиссер Нанни Моретти - как всегда, небритый и в черном. Если в жгучей мелодраме "Комната сына" он приходил в себя после гибели наследника, то теперь, в "Тихом хаосе" Антонелло Гримальди, он мыкается после смерти жены. В фильме есть немного итальянского экспрессивного юмора, много черной меланхолии и одна секс-сцена, своей неаппетитностью вызвавшая гнев Ватикана: он счел необходимым выступить по этому поводу со специальным заявлением.
Когда в конкурсе так мало приметных лент, жюри ничего не остается, как "поскрести по сусекам", собирая крохи таланта и творческой мысли. Необычный по киноязыку фильм мексиканца Фернандо Эймбке "Озеро Тахо" справедливо получил приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра, который присуждают произведениям новаторским. Лучший сценарий жюри обнаружило в китайском независимом фильме "Мы веруем в любовь" (режиссер и драматург Ван Цяошуай), лучшую музыку - в "Нефти" (композитор Джонни Гринвуд). Лучшей актрисой названа Салли Хоукинс, сыгравшая отвязную лондонскую учительницу в жизнеутверждающей комедии Майка Ли "Беспечная" (Happy-Go-Lucky), лучшим актером - Реза Наджи, такой иранский Закариадзе, в роли неудачливого страусиного пастуха ("Песнь воробья"). Гран-при жюри по традиции достался фильму политическому - "Стандартная оперативная процедура".
При дефиците талантов, повторяю, это единственный разумный расклад. Хотя в присутствии мощной работы Дэниела Дэя Льюиса ("Нефть") приз работе не более чем органичной казался обидным снисхождением к "малым сим". Но по-настоящему всех изумил "Золотой медведь" бразильскому "Рэмбо" - картине Хосе Падилы "Элитный эскадрон", который даже у себя на родине вызывает много вопросов. Это настолько откровенная эстетизация насилия, что некоторые критики впрямую роднят фильм с фашистской идеологией. Опасное сходство усиливается романтическими черепами на униформе героев, напоминающей SS. Профессионально картина довольно крепкая, но отнюдь не выдающаяся, и чем обусловлен такой выбор жюри - понять нельзя.
Думаю, ход рассуждений был примерно таков. Да, конечно, мы имеем в конкурсе единственное крупное художественное явление - "Нефть". Да, такие картины создаются не каждый год. Но у "Нефти" есть уже "Золотой глобус", и наверняка ей обломится не один "Оскар", - куда ей еще берлинский "Медведь"! Такого рода прикидки я часто слышал в различных жюри, и каждый раз выбор делался в пользу слабейшего, но потому и "обиженного". Вот и вышло так, что "Нефть" получила лишь "серебро" за режиссуру, а лучше всех оказался и творчески слабый, и эстетически монотонный, и этически спорный "Элитный батальон".
В побочном конкурсе "Панорама" премию международной кинопрессы ФИПРЕССИ получила наша "Русалка" Анны Меликян, в конкурсе короткометражных лент приза DAAD удостоен драматический этюд на темы сексуальных меньшинств "В теме" Ольги Поповой.