19.02.2008 02:17
    Поделиться

    Выпускники башкирских вузов не могут и не хотят работать по специальности

    Школы, вузы и предприятия региона не могут договориться о совместной подготовке специалистов с высшим образованием. Ситуацию усугубляет то, что после окончания учебы выпускники имеют низкую заработную плату и остаются без перспектив на получение жилья.

    Вуз закрытых дверей

    Вот ведь какой парадокс: образование и род деятельности нынешней молодежи не всегда совпадают. Дипломированные программисты занимаются пиаром и рекламным бизнесом, врачи уходят в торговые представительства, учителя становятся корректорами, секретарями и офис-менеджерами. Возникает вопрос: выпускники не могут или не хотят работать по специальности?

    Времена, когда в институт поступали в соответствии с интересами, а также накопленными в школе знаниями, давно канули в Лету. Сегодня выбор профессии упрощен до предела. "Мы провели исследование, - говорит начальник отдела рекламы одного из специализирующихся на вопросах трудоустройства изданий Надежда Мешавкина, - и выяснили, что базовыми источниками знаний о будущей специальности для молодежи являются пресса и телевидение. А также члены семьи, прежде всего родители, и друзья. Только двое из опрошенных 700 студентов сказали, что к ним в школу приезжали представители вузов, чтобы рассказать о своем учебном заведении".

    В лучшем случае старшеклассники могут воспользоваться услугами Интернета. В худшем - ограничиться рассказами знакомых. В некоторых институтах и университетах проводятся дни открытых дверей, которые тоже дают весьма слабое представление даже о самом вузе, не говоря уже о конкретных факультетах и множестве специальностей, по которым ведется обучение. Только 15 процентов ссузов и 7 процентов вузов ведут профориентационную работу. К таким результатам пришли эксперты.

    Шагов навстречу абитуриентам большинство образовательных учреждений не делают. Даже если их инициируют другие. Так, когда в республике готовился к печати справочник высших учебных заведений, некоторые вузы, которым было предложено рассказать о себе, встретили инициативу без особого энтузиазма. "Нас и так достаточно хорошо знают в регионе", - таким был аргумент.

    В целом информационная работа является слабым звеном не только вузов, но и большинства предприятий республики. Выпускник школы, не особенно блещущий знаниями, но приученный родителями к мысли о необходимости получения высшего образования, поступает в институт. С трудом получает диплом и мыкается в поисках работы: зарплата инженера его не устраивает. Молодой специалист и понятия не имеет о том, что, например, на одном из заводов требуются квалифицированные рабочие руки на вполне достойных условиях - с зарплатой в 40 тысяч рублей. Не ведает он и том, что сделал большую ошибку в жизни - не в институт ему надо было идти, а в средне-специальное учебное заведение. "Такие примеры - сплошь и рядом", - уверяют специалисты.

    - Профориентационной работы сегодня нет, - признает председатель Торгово-промышленной палаты республики Борис Бондаренко. - А ведь это очень серьезное и перспективное дело. Человек доложен идти к специальности с ранних лет - через кружки, станции юных техников, которые у нас благополучно уничтожили. Государству необходимо учитывать: в процессе выбора будущей профессии, а затем и работы для выпускников институтов и университетов, необходимо теснейшее сотрудничество школы, вуза и предприятия. Во многих регионах подобные объединения существуют, у нас, к сожалению, оно пока не создано.

    Исключения, подтверждающие правило

    Впрочем, есть примеры вполне успешные. Но их - единицы. Администрация одного из предприятий города Стерлитамака сама набирает старшеклассников, отправляет их на учебу в Уфимский государственный авиационный университет, полностью оплачивает ее и получает в итоге классные ... рабочие кадры. Именно такие нужны, чтобы освоить здешнее высокоточное оборудование.

    - Наши специалисты знают, какая работа ждет их в будущем, - сказал корреспонденту "РГ" ректор Уфимского филиала Российского государственного социального университета Рустем Ахмадинуров. - У нас имеется факультет довузовского образования, контрольная цифра приема студентов формируется на основе государственного заказа. Так что проблем с трудоустройством нет. Как и необходимости в смене специальности.

    Всерьез занимаются работой по профориентации и трудоустройству и в Башкирском государственном педагогическом университете.

    - Многие сегодня считают, что вузы должны нести ответственность исключительно за подготовку кадров, - говорит ректор БГПУ Раиль Асадуллин. - Но мы стараемся отслеживать дальнейшую судьбу наших выпускников. Тем более что педагогические вузы сегодня переживают далеко не лучшие времена. С одной стороны, потребность в учительских кадрах сохраняется, даже при том, что количество рабочих мест в системе образования сокращается. С другой, республика готовит слишком большое количество педагогов - этим занимаются сразу несколько вузов. Проблема в том, что по специальности работают единицы. Вот пример. Одной из наших лучших выпускниц мы помогли устроиться в уфимскую школу № 3. При нагрузке в 34 часа она получала четыре тысячи рублей. Всей этой суммы не хватало на то, чтобы заплатить за снимаемое в городе жилье. В итоге девушка нашла работу не по специальности - в одной из коммерческих структур с зарплатой почти вдвое большей.

    Рекомендациями сыт не будешь

    По данным Министерства образования республики, только 30 процентов выпускников педагогических вузов, окончивших бюджетное отделение, идут в учителя. В течение первых двух лет работы каждый десятый из них меняет род занятий. Действуют по принципу: бежать хоть куда, только не оставаться в школе!

    - Очень большая проблема, - соглашается ведущий специалист отдела кадровой политики Министерства образования республики Минзиля Юмалина. - Причины ее очевидны: слабая социальная защищенность педагогов, прежде всего, - низкая заработная плата. Начинающий учитель при нагрузке в 18 часов (это ставка) получает на руки две с половиной тысячи рублей. В прошлом году в республике была принята программа "Педагогические кадры", в рамках которой молодым специалистам предусмотрены дополнительные денежные выплаты в виде подъемных. Однако пожелание это, адресованное главам муниципальных образований, практически не выполняется.

    К этому можно добавить, что в прошлом году из 908 выпускников бюджетного отделения БГПУ меньше трети отправились на работу в сельские районы республики. И только одному выделили жилье - постаралась администрация Архангельского района.

    Все это касается в равной степени также выпускников медицинского и сельскохозяйственного университетов, которые из года в год куют кадры для больниц, а также полей и ферм. Вот только выпускники туда, увы, не доезжают.

    Мода на профессию

    Есть еще одна проблема, вносящая неразбериху на рынке как образовательных услуг, так и трудоустройства. Называется она общественное мнение. Телевидение, реклама, отдельные средства массовой информации проповедуют красивую, легкую жизнь. "Ты можешь, ты - лучший, ты заслуживаешь большего, ты - выше всех!", - взывают к молодому человеку банеры и рекламные ролики. И он постепенно начинает верить в это. Потом ему внушают: есть профессии, которые ниже твоего уровня, а есть другие - престижные, которых достоин ты. Например, юрист, экономист. И все дружно в них подаются. По данным различных министерств, каждый год республика готовит шесть тысяч специалистов в области экономики и управления. Большая их часть остается невостребованной на рынке труда.

    В 2007 году, как сообщает тот же источник, на 185 вакансий бухгалтеров претендовало более тысячи специалистов с соответствующим образованием. А вот средний возраст инженеров-конструкторов в регионе - 72 года. Львиную же долю всех заявленных вакансий - 30 процентов, составляют менеджеры по продажам. Между тем, вузы республики - как государственные, так и коммерческие, продолжают штамповать все тех же юристов и экономистов, которых и без того - пруд пруди.

    - Рынок труда у нас еще только формируется, - говорит Рустем Ахмадинуров. - В регионе нет единого органа, который отслеживал бы ситуацию, вел мониторинг, делал анализ и выдавал результаты. Отчасти этим занимается Министерство образования Башкортостана, но объять необъятное оно не в состоянии. Необходима также общереспубликанская комплексная программа подготовки кадров. Только так можно исправить все перекосы.

    Компетентно

    Галина Волжская, начальник отдела кадровой работы Министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства Башкортостана:

    - В свое время мы тоже столкнулись с проблемой несовершенства рынка труда. Поэтому в течение нескольких лет занимались разработкой методики расчета кадрового обеспечения отрасли. Дело это оказалось очень непростое - и длительное, и трудоемкое. Но практических результатов в конце концов добиться удалось. Мы готовы рассказать о своем опыте и обращаемся к администрации президента, правительству республики с предложением - собрать в апреле этого года круглый стол с участием представителей заинтересованных ведомств.

    Поделиться