Сербия проиграла государству, способному существовать только на "мафиозных принципах"

"Независимость: красивое слово. Я приветствую создание независимого государства Косово", - не скрывал довольной улыбки министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. А тем временем посол Сербии во Франции уже "сидел на чемоданах" - Белград выполнил свое обещание отозвать глав дипмиссий из стран, признавших новый статус края.

Еще до встречи министров иностранных дел Евросоюза, которая прошла в Брюсселе, было очевидно: Косово раскололо Европу. И линия раскола проходит не только по ставшему уже традиционным вопросу - признавать или не признавать свежеиспеченное балканское государство.

На карту в буквальном смысле слова была поставлена более значимая и куда более глобальная проблема - перспектива нового передела мира. Отторжение более могущественными в военном и политическом отношении государствами без малейших юридических оснований части сербской территории, по сути, означает появление абсолютно иных принципов сосуществования мирового сообщества. Когда Организация Объединенных Наций превращается в "юридическое ничто", а "право сильного" вновь занимает центральное место в мировой конструкции.

Неудивительно, что, отвечая на вопрос журналиста о законности отделения Косово, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выглядел абсолютно растерянным человеком. Западная пресса дословно цитирует его ответ: "Эти базовые правила, эти принципы были сформированы ... это резолюция 1244..." - пожалуй, еще никогда столь опытный дипломат не говорил не связаными друг с другом, обрывочными фразами.

"Легально ли отделение Косово", - продолжали выяснять журналисты. "Я не нахожусь там, чтобы вам сказать, законно это или нет", - наконец, нашелся что добавить Генсек. После чего торопливо скрылся в кулуарах ООН.

Отвечать на поставленный в лоб вопрос этому международному чиновнику было собственно нечего. Общую точку зрения государств, не признавших независимость Косово, выразил китайский постпред Ван Гуаньи. "Если резолюция по Косово, одобренная Советом Безопасности, не исполняется, она станет просто клочком бумаги".

Чем в таком случае станет сама Организация Объединенных Наций, и какова будет ее дальнейшая роль в международных конфликтах, представитель Поднебесной уточнять не стал.

Но смысл сказанного им был более чем доходчив - ситуация, при которой две трети членов СБ ООН проголосовали против независимости сербского края, но к их мнению никто не прислушался, выглядит по меньшей мере ненормальной. Равно как и отказ Пан Ги Муна инициировать рассмотрение в ООН вопроса о законности косовской независимости.

Свое нежелание вмешиваться в ситуацию Генеральный секретарь прокомментировал так: "независимость государств признается государствами, а не секретариатом ООН". О юридической стороне происходящих событий - вновь ни слова.

Стоит ли после этого удивляться, что бывшего южнокорейского дипломата не смутило и размещение военной миссии Европейского союза в Косово без соответствующего мандата со стороны ООН". По его мнению, все происходящее вполне укладывается в старые резолюции и не требует дополнительных подтверждений. Ну уж если вратарь начинает безбожно подыгрывать соперникам, на объективный результат матча рассчитывать не приходится.

Разумеется, косовский прецедент не приведет к одномоментному развалу Организации Объединенной Наций. Но, безусловно, оставит жирные пятна на ее репутации главного мирового арбитра. И они, к сожалению, будут далеко не первыми.

В принципе косовскую тему уже сейчас можно считать закрытой. Европа свое отношение к происходящему уже сформировала. Пять государств ЕС - Кипр, Испания, Греция, Румыния и Словакия сказали твердое "нет" признанию независимости края.

Остальные страны Евросоюза высказались за независимое косовское государство. Но при этом самым тщательным образом оговорили, что данное решение не станет прецедентом для других территорий, желающих изменить свой статус. А Вашингтон специально обратился к косовским властям с настоятельной просьбой не признавать Тайвань в качестве самостоятельного государства после того, как остров изъявил желание установить с Приштиной полноценные дипломатические отношения.

Словом, клятвенные обещания, что Косово - это "первый и последний" случай и ничего подобного в Европе больше не повторится, постоянно звучат последние несколько дней из уст грандов Евросоюза. Что, впрочем, объяснимо - достаточно вспомнить о давних планах корсиканских националистов отделиться от Франции или фламандцев выйти из состава Бельгии.

Первым европейским чиновником, который посетит Косово после самопровозглашения этой территорией независимости, станет Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. В Приштину он приедет не с пустыми руками. Евросоюз намерен выделить Косово до 2010 года миллиард евро. Эти деньги пойдут на борьбу с нищетой и коррупцией, а также на восстановление экономики. Предположительно, через три месяца в Европе соберется конференция доноров, желающих оказать помощь косоварам.

Правда, в этой бочке меда оказалась и неприятная для Приштины ложка дегтя. По словам министра иностранных дел Италии Массимо д Алема, "европейская интеграция края станет возможной только после того, как тот восстановит отношения с Белградом".

Когда и на каких условиях это произойдет, сегодня не берется предсказать никто. Белград уже заявил об усилении своего присутствия в сербских анклавах Косово. И намерен "контролировать территории и население, нелояльное косовским властям".

Однако и европейским сторонникам независимости Косово отступать некуда. К тому же на их стороне очевидное психологическое преимущество. Поражение на президентских выборах в Сербии кандидата от националистов Томислава Николича и победа проевропейски настроенного Бориса Тадича развязали руки Брюсселю.

"Европейская морковка", которой не один год манит сербов руководство ЕС, дает ему определенные гарантии, что Белград не попытается решить косовский вопрос силой. Даже после того, как большинство стран Евросоюза признали независимость Косово, а Сербия объявила об отзыве послов из крупнейших европейских столиц, в совместном заявлении министров иностранных дел Евросоюза вновь говорилось о "европейских перспективах" для Белграда. В Брюсселе не скрывают: подобные формулировки принимаются прежде всего для того, чтобы сербы не ушли окончательно под крыло России.

Кстати, в отличие от европейских политиков, для которых косовская независимость не более чем важная часть большой общеевропейской или общемировой геополитической игры, многие западные политологи настроены к происходящему куда более критично.

"Нет никакого повода радоваться независимости Косово, - констатирует обычно поддерживающая французское правительство газета "Фигаро". - Это победа албанского национализма и поражение Сербии - единственной страны, которая возмущалась исламизацией Европы и учреждением "низкокачественных" государств, таких как Косово, способных существовать только на мафиозных принципах".

После этого остается лишь вновь спросить министра иностранных дел Франции: "Вам действительно нужны такие независимые страны, господин Бернар Кушнер?