21.02.2008 02:59
    Поделиться

    Владельцы горнолыжных комплексов Челябинской области не спешат лицензировать подъемные устройства

    Владельцы горнолыжных комплексов не спешат лицензировать подъемные устройства

    Тысячи любителей горнолыжного спорта не подозревают, что их активный отдых на склонах уральских гор сегодня сопряжен с риском для жизни и здоровья.

    В реестр управления внесено более 30 пассажирских канатных дорог на 25 трассах. Это как буксировочные канатные дороги, так и подвесные кресельные. Активное развитие горнолыжных центров на Южном Урале началось несколько лет назад, большинство подъемников относительно новые и, по идее, не должны представлять угрозу для жизни и здоровья людей. Однако проблемы существуют: у некоторых владельцев нет лицензии на эксплуатацию канатной дороги.

    В получении лицензии обычно сложностей не возникает. Гораздо труднее оформить земельный участок. К примеру, некогда заявленная горнолыжная трасса на Монахах, в челябинском парке имени Гагарина, так и осталась нереализованным проектом. Парк расположен на территории городского бора, объявленного памятником природы, и поэтому строительство подъемника здесь запретили. По той же причине не разрешили прокладывать трассу в Черном бору, хотя здесь даже успели прорубить просеку. Наконец, будущим владельцам горнолыжных центров просто не всегда удается договориться с местными властями, чтобы оформить документы на землю. Получить лицензию на эксплуатацию подъемника зачастую проще, чем решить все земельные вопросы.

    Лицензию на эксплуатацию можно получить, если подъемные устройства монтировались с использованием качественных материалов, с привлечением квалифицированных специалистов, то есть с учетом всех факторов, гарантирующих безопасность. Но, прежде чем начать строительство, необходимо утвердить проект. Чтобы согласовать проектную документацию на простейший подъемник, а проект утверждается в Москве, по закону требуется около 45 суток. Подготовка документов для сложной в эксплуатации канатной дороги может занять три месяца. Между тем некоторые предприниматели начинают строить подъемники, не дожидаясь одобрения проекта.

    Горнолыжную трассу с буксировочной канатной дорогой на отвалах вблизи Коркинского карьера возвели всего за четыре месяца - без всяких разрешительных документов. Разрешение на строительство было получено только в январе этого года, к тому времени объект уже был закончен. Ростехнадзор несколько раз штрафовал владельцев, и санкции будут применяться вновь, если, конечно, владельцы не оформят документы. Свои претензии высказали сотрудники ГИБДД - автостоянка горнолыжного центра расположена в непосредственной близости от федеральной трассы М5. Часть машин любители горных лыж оставляют вдоль дороги, что порой способствует возникновению пробки.

    До сих пор не узаконен и подъемник на трассе "Ишумак" возле Карабаша, построенный еще в 2002 году. Документов на эксплуатацию этой канатной дороги нет, а ее владельцы уже получают неплохую прибыль.

    У Ростехнадзора есть также вопросы к горнолыжным центрам в Верхнем Уфалее и Южноуральске, в основном это претензии к ведению документации. "Диких" канатных дорог, построенных доморощенным способом, на Южном Урале сейчас нет.

    Нет лицензий и у владельцев некоторых тюбинговых трасс. Здесь используются так называемые безопорные канатные дороги. Тюбинг, большой резиновый бублик, крепится к канату и тянется вместе с человеком на вершину склона, этот подъемник еще называют "бэби-лифтом", так как на "булках" чаще катаются дети. Подобная трасса есть вблизи Челябинска, возле поселка Лазурного, и лицензии на эксплуатацию канатной дороги тоже нет.

    Между тем единых правил для подъемников тюбинговых трасс нет. При строительстве горнолыжных центров руководствуются специально утвержденными "Правилами устройства и безопасности канатных дорог". К примеру, оговариваются материалы для изготовления стальных канатов - они не должны раскручиваться. Учтены все нюансы, а вот стандарты для тюбинговых подъемников еще не утверждены. Но, по мнению специалистов Ростехнадзора, это не освобождает владельцев от необходимости получения лицензий, которые выдаются даже при отсутствии единого стандарта. Кстати, если подъемник не лицензирован, то официально и не существует, а значит, предъявить претензии пострадавшему от несчастного случая будет некому. К тому же и страховые компании заключают договоры только с теми организациями, чьи горнолыжные трассы полностью узаконены.

    Комментарий

    Виктор Костромитин, первый заместитель начальника управления Ростехнадзора по Челябинской области:

    - Контроль за канатными дорогами мы ведем с 2006 года, когда появился новый Градостроительный кодекс. Крупных нарушений, связанных с угрозой для жизни и безопасности людей, к счастью, мы пока не выявили. Не имеющие лицензий подъемники не попадают в наш реестр, и следить за их безопасностью будет просто некому. Проверять надежность канатных дорог владельцы трасс должны ежегодно, перед началом сезона. А так как именно у нас подписываются результаты экспертизы, мы имеем возможность держать под контролем все трассы. Тем не менее мы стараемся выявлять не узаконенные канатные дороги и будем добиваться, чтобы их владельцы действовали в рамках законодательства.

    Поделиться